Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний - М

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний
Психотерапия, как феномен культуры
Современное состояние психотерапевтического знания
Понятие об идеобаллическом сообществе
Интегративные и эклектические подходы
Международно признанные психотерапевтические методы
Целое - пациента
Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым
Инстанция как элемент синхронического раздела теории
Возможные способы описания инстанций
Другой - в психотерапевтическом дискурсе
Роль границ, разбор типологии границ в психотерапии
Каналы - как элемент синхронического раздела
Роль телесности в психотерапии
М
Эвольвенция как способ описания пути развития личности
Купидо
История описания влечений
Обстанция
Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции
Рефекция как способ преодоления дефекта
Идеал как цель терапевтического вмешательства
Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапевтической акции
Игровая сущность техники в психотерапии
«Процедурный» и перспективный аспект техники в психотерапии.
Эксквизиция
Консоция
Понятие транстерминации
Классификация транстерминации
Понятия конвинкции и дизвинкции
Своеобразие психотерапевтической техники
Структура инсайта и катарсиса
Сопротивление в структуре психотерапии
Все страницы

 

 


Архиниция как элемент теории, намечающий первоначальный, исходный момент в развитии личности индивида.

Первый интересующий нас элемент, который присутствует во многих концепциях, мы обозначили термином архиниция (arhe, греч. - происхождение, initio, лат. - начало). Речь здесь идет о том, что во множестве теорий существует или подразумевается концепт или понятие, обозначающее некий момент начала развития личности, некую исходную точку, от которой идет отсчет истории развития индивида, или, как мы решили это обозначать, индивидуального целого.

Первичное, исходное определяет существенные черты предмета нашего исследования, личности человека, который в психотерапевтическом контексте выступает как пациент, реальный или возможный. Изысканиями в области этого первоначала занимается не одна психотерапевтическая школа, этому посвящены многие исследования. В основе этих взглядов лежит следующее представление: чем больше мы спускаемся к первоистокам, тем в большей степени мы сталкиваемся там с явлениями, которые помогают нам прояснить суть и закономерности процессов, с которыми мы имеем дело в настоящем. В более грубой формулировке, чем первичнее, тем важнее для нас тот или иной феномен. Чем в большей степени он отодвинут в прошлое, тем более сильное влияние он оказывает на настоящее.

Появление на свет - это самое подходящее событие для того, чтобы стать начальной точкой отсчета. Если ограничиться историей отдельной личности, то, конечно все, что происходит позднее, так или иначе уже будет в той или иной степени вторичным, а кроме того не идущим ни в какое сравнение по богатству и интенсивности переживаний в мемент рождения. Другая подходящая точка отсчета - раннее детство. Понятно, что архиницией может быть как относительно краткосрочный эпизод, так и растянутый по времени, т.е. можно вести речь, например, об архиниционном периоде, фазе, отрезке.

Можно видимо сформулировать некое "архиниционное" правило, которое звучит приблизительно так: "чем раньше мы сталкиваемся с каким-нибудь опытом или впечатлениями, тем более значительное, существенное воздействие они на нас оказывают".

Расширение пространства и реалий, включенных в состав школьной теории, может идти и за счет доиндивидуального периода, и совершенно ясно, что чем глубже в прошлое помещена нижняя граница доиндивидуального периода, тем больше это пространство в рамках которого они могут осуществлять терапевтическую деятельность.

Границы пространства могут расширяться и при помощи различного рода мистически-оккультных приемов, и именно в этом привлекательность оккультных практик для психотерапии вообще. Соблазнительность оккультного коренится в жесте раздвигания границ, как временных, так и пространственных.

Архиниция может рассматриваться как некая основа, к которой пристраиваются другие элементы.

Архиниция может выступать в самых разных функциональных модификациях. Она может рассматриваться как первотолчок, запускающий механизмы развития личности в каком-нибудь определенном направлении. Кроме того, исходное состояние может рассматриваться как в своем роде идеальное и позыв воспроизводить его в том или ином виде может преследовать личность в течение всей жизни. Теоретический миф чаще всего наделяет это состояние чертами удовольствия, покоя, защищенности, одновременно блаженства и благостности, ну и всего такого.

Все эти обстоятельства, а именно представления об архиниции, как о чем-то, что связано с некоей "неиспорченностью", неотчужденностью и т.п., безусловно, очень важны в контексте нашего исследования, а именно с точки зрения уже много раз обсуждавшейся привлекательности. Представления об исходно-райском, во-первых является само по себе привлекательным, чем то таким, что дает возможность в процессе терапии иметь дело с "интересным"


Роль архиниции в глубиннопсихологических направлениях в психотерапии. Терапевтические практики, привязанные к этому концепту.

Элемент архиниции первый раз появляется в классическом психоанализе. Смысл длительной и трудоемкой терапевтической процедуры, помимо всего прочего - углубление в мир раннего детства, поиск первотолчков, первопричин, коренящихся, по замыслу аналитика, именно там. Впечатления, имевшие место там, у истоков, влечения, тогда испытанные, травмы, тогда же полученные, накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь. Все, что имеет отношение к началу, истоку, преследует человека всю оставшуюся жизнь. Особенно же это все проявляется тогда, когда он заболевает и попадает к терапевту, который непременно выяснит, как именно задействованы те или иные архиниционные феномены в структуре, например, невроза.

Нетрудно заметить, что развитие глубиннопсихологической теоретической идеологии шло по вполне определенному пути. Наиболее истинными, подлинными, значащими переживаниями считались те, которые испытывались личностью на возможно более ранних этапах его индивидуального, а потом и доиндивидуального развития. Чем в глубже в прошлое были отодвинуты воспоминания о значащих переживаниях, тем более значащими для развития личности и формирования патологии они считались. Если по З. Фрейду заслуживающими внимания были уже ранние постнатальные впечатления, то О.Ранк в "Травме рождения"(O. Rank, 1924) свел существенную часть этиопатогенетической проблематики к последствиям родового шока.

В состязании на дальность движения назад всех опередил Юнг. Углубление архиниции по сравлению с фрейдовской было наиболее эффектным ходом,, предпринятым с целью увеличить идеологическое пространство своего метода. Проблемы, с которым сталкивается пациент, могут корениться в самых отдаленных периодах существования его предков.

Вполне закономерным обстоятельством, с нашей точки зрения, явилось стремление сочинителей психотерапий углубиться поглубже в "первоосновы" и "первоистоки". Безо всякого преувеличения можно сказать, что среди представителей глубиннопсихологической ориентации имело место как бы соревнование, кто глубже и дальше теоретически опустится в прошлое в поисках первотолчков и первопричин. В наши дни это движение успешно продолжает С.Гроф, причем в своем конструировании он «добрался» и до других планет и даже галактик.

Весьма интересно трактуется проблема архиниционного первотолчка в трансактном анализе Э.Берна. "Сценарий,- так определяет он одно из ключевых понятий своей теории,- это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется... еще в раннем детстве под влиянием родителей. По Э.Берну, самые существенные моменты жизненного пути личности, сформированные, в первую очередь под родительским влиянием, предзаданы заранее. Как мы видим, элемент архиниции представлен в общей структуре теории трансактного анализа в виде некоего системного предопределения.

Наличие архиниции в теории какой-либо школы неизбежно предполагает трудоемкую, кропотливую и долговременную работу по углубленному исследованию первооснов и первопричин. Элементу архиниции в теории метода чаще всего в разделе техники соответствует долгосрочная аналитическая процедура.

Однако влияние "принципа наименьшей траты сил" сказалось в том, что такая длительная аналитическая работа для многих оказалась чрезмерно трудоемкой, да и к тому же неоправданно углубленной. Приходилось выбирать: или у тебя эстетически привлекательная богатая концепция, требующая, однако, много времени для утомительно-кропотливой аналитической возни, или ты экономишь силы и время, но тогда твоя концепция, возможно, теряет часть своей привлекательности. Вряд ли следует считать случайным, что в более поздних терапиях, например, в клиент-центрированной, в гештальттерапии, да и в поведенческой, не говоря уже о НЛП, акцент с углубленно-прицельной археологической работы был перенесен на "здесь и сейчас", архиниция представлена в структуре теорий этих школ не так основательно или попросту ее вовсе нет.



 

продажа юридических адресов офис профсоюзная;круглосуточные кальянные