Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний - История описания влечений

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний
Психотерапия, как феномен культуры
Современное состояние психотерапевтического знания
Понятие об идеобаллическом сообществе
Интегративные и эклектические подходы
Международно признанные психотерапевтические методы
Целое - пациента
Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым
Инстанция как элемент синхронического раздела теории
Возможные способы описания инстанций
Другой - в психотерапевтическом дискурсе
Роль границ, разбор типологии границ в психотерапии
Каналы - как элемент синхронического раздела
Роль телесности в психотерапии
М
Эвольвенция как способ описания пути развития личности
Купидо
История описания влечений
Обстанция
Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции
Рефекция как способ преодоления дефекта
Идеал как цель терапевтического вмешательства
Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапевтической акции
Игровая сущность техники в психотерапии
«Процедурный» и перспективный аспект техники в психотерапии.
Эксквизиция
Консоция
Понятие транстерминации
Классификация транстерминации
Понятия конвинкции и дизвинкции
Своеобразие психотерапевтической техники
Структура инсайта и катарсиса
Сопротивление в структуре психотерапии
Все страницы
 

 


История описания влечений, "купидосодержащие" концепции.

Психоанализ, аналитическая и индивидуальная психология заложили традицию, согласно которой теории в психотерапии сооружаются вокруг некоего влечения. Это влечение трактуется как ведущее, важнейшее, подчиняющее себе все остальные или объединяющее все воедино. Фрейдовское либидо, как известно, имеет сексуальную природу, материальный субстрат и направлено на некий объект, причем как субстрат-источник, так и объект, на который либидо направлено, всячески варьируются во времени и в пространстве. Либидо имеет свои корни как в телесной, так и в психической сферах, все же остальные влечения есть не что иное как превращенная форма либидо. Адлер – стремление к компенсации неполноценности и к доминированию. Юнг – купидо становится как бы тотальным влечением. Тотальное влечение при этом не так интересно, как локальное. «Влечение вообще» не привязано к удовольствиям, то есть не заряжено гедонистически.

Э. Берн касается этого вопроса в разделе "Структурирование времени". Он описывает три вида влечений: "первый - это стимулирование или жажда ощущений"; "второй - это жажда признания"; "третий - это жажда структурированности"

Безусловно, интересными могут считаться также открытия в этой области, совершенные теоретиками гуманистического направления. В роли купидо у этих авторов выступила самоактуализация, что привело к благотворному расширению пространства терапевтической работы. По А. Маслоу и другим, самоактуализация является непременным условием личностного роста и творческой самореализации (А. Маслоу, 1997). Благодаря всему этому психотерапия получает совершенно новый рабочий контекст, который очень выгодно отличается от глубиннопсихологического. Во-первых, здесь охватываются новые области интересного, которые до того были отодвинуты в сторону. Кроме того, привлекательность этих концепций заключается в том, что возможно вести речь не только о гедонистически "интересном", но и об интересно - "возвышенном", что тоже является крайне привлекательным делом.

В трудах В. Франкла мы находим другое купидо. Стремление к смыслу (см. В.Франкл, 1990) придает нечто особое любому из возможных занятий, любому из возможных явлений. Смысл - это нечто такое, что придает чему угодно новое измерение, раздвигающее границы пространства личности. "Смысл" интересен и привлекателен присущим ему "обогащающим", "усиливающим" внутренним жестом. Очень убедительным выглядит любое теоретическое построение, согласно которому недостаток смысла приводит к невротическим последствиям, отождествление терапевтического процесса с поиском смысла кажется делом весьма естественным.

В некоторых школьных теориях авторы избегают закреплять купидо за какой-нибудь отдельной содержательной сферой. Здесь речь идет просто о влечениях в том виде, в каком их может обнаруживать у себя испытывающий желания индивид. Мы имеем ввиду здесь в первую очередь организмические потребности в теории гештальт-терапии Ф.Перлза. Речь может идти и о просто потребностях - needs, которые по Г.С.Салливену могут быть общими и зональными (Sullivan, 1953, v.1, p. 36). В обоих случаях мы имеем дело с тотальным купидо.

Нельзя не вспомнить об интересной идее А. Маслоу, предложившего знаменитую иерархическую пирамиду потребностей. Иерархия основана здесь на правиле, согласно которому более высокие потребности дают о себе знать и требуют удовлетворения только в том случае, если удовлетворены более низкие. Видимо, увлечение автора этим проектом было таким, что он даже не принял во внимание само собой разумеющиеся соображения о том, что для самоактуализации вовсе необязательно удовлетворять более низшие потребности. Вполне правдоподобным является предположение, что неудовлетворенные "низшие" потребности, оживляют мотивацию к самоактуализации.

Самый известный в этом смысле пример метаморфозы купидо - так называемая сублимация в психоаналитической доктрине. "Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты." Основное правило, которому, без сомнения, подчинены все процессы превращений купидо можно сформулировать так: любое купидо может превращаться в какое угодно другое купидо причем каким угодно образом.



 

изготовление моллированных стеклопакетов;Насос тип д 24ндс http://obri.com.ua