Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний - Обстанция

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний
Психотерапия, как феномен культуры
Современное состояние психотерапевтического знания
Понятие об идеобаллическом сообществе
Интегративные и эклектические подходы
Международно признанные психотерапевтические методы
Целое - пациента
Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым
Инстанция как элемент синхронического раздела теории
Возможные способы описания инстанций
Другой - в психотерапевтическом дискурсе
Роль границ, разбор типологии границ в психотерапии
Каналы - как элемент синхронического раздела
Роль телесности в психотерапии
М
Эвольвенция как способ описания пути развития личности
Купидо
История описания влечений
Обстанция
Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции
Рефекция как способ преодоления дефекта
Идеал как цель терапевтического вмешательства
Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапевтической акции
Игровая сущность техники в психотерапии
«Процедурный» и перспективный аспект техники в психотерапии.
Эксквизиция
Консоция
Понятие транстерминации
Классификация транстерминации
Понятия конвинкции и дизвинкции
Своеобразие психотерапевтической техники
Структура инсайта и катарсиса
Сопротивление в структуре психотерапии
Все страницы

 

 


Обстанция как элемент теории, обозначающий некую «вредность».

Под обстанцией надо понимать некий фактор, или же сумму факторов, представляющих собой определенное препятствие на пути желаний индивида, и рассматриваемый в контексте школьной теории как нечто безусловно вредоносное. В первую очередь речь идет о чем-то таком, что мешает пациенту-протагонисту реализовать свое купидо. Обстанция это то, что стоит на пути стремлений-инстинктов-влечений-потребностей и приводит к последствиям, которые терапевту надо так или иначе преодолевать. Представления о том, что в основе симптома, синдрома, невроза лежит сломавшееся о некую преграду влечение так или иначе свойственны почти любому подходу в психотерапии, безразлично, глубиннопсихологическому или экзистенциально-гуманистическому или еще какому либо.

Почти любая школьная теория в психотерапии в той или иной степени противопоставляет индивида окружающей его социальной среде. Препятствие, мешающее реализации купидинозных интенций, согласно этим теориям, находится почти всегда вне индивида. Традиционно психотерапевтические теории противопоставляют личность - обществу, причем именно в общественном устройстве, согласно этим представлениям коренится нечто патогенное. Так, классический психоанализ представляет дело так, что общественное устройство препятствует удовлетворению сексуального влечения, которые приходится подавлять, откладывать, сублимировать, особенно в том случае если оно еще, ко всему прочему, является инцестуозным. Терапевт, становится защитником пациента перед лицом враждебного общества, ходатаем по его делам в мире, полном нелепых запретов, и несправедливых наказаний.

Часто критика «цивилизации» в психотерапевтических дискурсах принимает форму критики «современности». Современное состояние социума, согласно этому ходу рассуждений, является наиболее патогенным, чем предыдущие эпохи, ибо они не столь индустриализованные, более естественные, близкие природе. Пространство также «виновато». Западная культура бездушна, «машина вытеснила человека». Прагматично-активный Запад – это место конфликта с природой, окружающей средой и, как следствие, производитель неврозов. «Неудовлетворенность культурой» сама по себе подталкивает терапевта к тому, чтобы занять «бойцовскую позицию». Хорни, например, прямо обвиняет культуру в том, что она невротизирует личность. Причину она видит в том, что современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества.

Обстанция может иметь несколько уровней, она, таким образом, как бы эшелонирована. Ее различные уровни составляют определенную иерархическую структуру, которая, разворачивается от глобально-социального измерения завершается во внутриличностном пространстве. Понятно, что, например, некая социальная формация, основанная на системе запретов, ограничивающих поведение отдельной личности, не может эффективно осуществлять эту политику запретов, если нет проводников этой политики. Назовем их, к примеру, обстанционным агентами. В психоаналитической парадигме таким агентом будет, например, отец, не допускающий ребенка, протагониста известной семейной драмы, до инцестуозно-эдиповых радостей. В качестве обстанционного агента отец как бы проводит в жизнь политику запрета на кровосмешение, принятую в данной культуре. Общество, допускающее кровосмешение, уничтожает таким образом, саму возможность существования Эдипова комплекса. В актантной модели В.Проппа (см. выше) аналогия такому агенту - это "вредитель", совершающий злодеяние. Итак, обстанционный агент - это "дурной другой", о котором уже шла речь выше.

Обстанционные агенты совершенно необязательно представляют собой пассивное препятствие, возникающее на пути купидо к желанной и полагающейся ему гратификации. Они вполне могут быть активны сами по себе. В контекстах возможных теорий они могут рассматриваться, как патогенные факторы сами по себе, причем сами по себе потребности могут отходить на второй план. Речь здесь может идти в первую очередь об агрессии, которой подвергается индивид, или же просто о так называемых психических травмах, которые он получает в контексте тех или иных жизненных обстоятельств.

Мы ввели термин обстанция (изначально - препятствие) на основании того, что исторически в психотерапевтической теориях (начиная с психоанализа) вредность подразумевалась именно как препятствие, встающее на пути удовлетворения влечений. Как мы убедились, что "препятствующая" вредность далеко не единственное, с чем может иметь дело психотерапевт. С другой стороны, не случайно, что большинство теорий, особенно психодинамического направления, строят теории именно вокруг обстанции-препятствия. Так что термин этот лучше сохранить, уточнив, однако, что не только о препятствиях как таковых, идет речь, что мы и делаем.


Виды обстанций. Соответствие типа обстанции и способов совладания с ней.

Классификация обстанций по признаку их активности. Она может быть самостоятельно агрессивной по отношению к индивиду, и как таковая, быть названа обстанция-агрессия. Она может быть препятствием, т.е. собственно обстанцией. Если в первом случае мы сталкиваемся также с выраженным, напряженным купидо,то во втором случае купидо не так ясно выражено.

Обстанция-вакуум. О ней можно говорить тогда, когда мы видим, что некое теоретически сконструированное нами купидо остается без объекта, на который оно могло бы быть направлено. Препятствия здесь нет, но здесь нет и объекта. К примеру, некто одержим потребностью в смысле, ищет этого смысла, но не находит. Обстанция-вакуум приготовляет терапевту весьма выигрышную роль в теории и практике терапевтического процесса. Он должен дать то, что недодано пациенту за пределами кабинета, в первую очередь, в семье и, скажем так, ее окрестностях. Так называемая терапевтическая любовь, призванная компенсировать недостаток любви, полагающейся пациенту, дело куда как более привлекательное, чем просто перенос на строго следующего правилам воздержания терапевта-психоаналитика. Образ "любящего" терапевта куда более выигрышный, чем "воздержанта", хотя и у последнего много шансов достойно себя преподнести, причем не исключено, что именно сдержанность благотворно отразится на усилении его харизмы.

Можно также различать внешний, экзогенный тип обстанций и внутренний, соответственно, эндогенный. Как понятно, со вторым типом мы сталкиваемся при работе с психотическими состояниями эндогенного происхождения.

Важно отметить вообще, что именно понятие обстанции создает возможность для классификации психотерапий не по школьному принципу, а по тому, с чем именно психотерапевт работает, по принципу преодолеваемой вредности, по сфере приложения терапевтического усилия. Среди, так сказать, травматически-ориентированных выделяют, как известно, психотерапии с жертвыми сексуального насилия, работу с жертвами и ветеранами различных войн, с теми, кто пострадал от разного рода стихийных бедствий. Среди ориентированных на эндогенно-клиническую обстанцию терапевтических направлений чаще всего речь идет, как известно, о терапии шизофрении и раннего детского аутизма.

Обстанция имеет разумеется и нормохронологическую специфичность. Естественно, что одна и та же вредность в разные периоды развития может оказывать различное действие и приводить к качественно разным последствиям.

Обстанционная классификация психотерапий, альтернативная обычной, которая строится по школьному признаку, будет основана на том соображении, что своеобразие некоего расстройства определяется характером вредности. Диагностика обстанционных факторов, создание обстанционной концепции открывает перед сочинителем терапий еще одну достойную перспективу. Он ведь обладает достоверными знаниями о том, что есть вредное и, значит, может посказать кому надо, как правильно против вредного действовать. Правильное понимание сути обстанции есть ключ к профилактике. Объем профилактического проекта может коррелировать с упомянутым нами обстанционным эшелоном. Если виновато общество, то его надо исправлять. Семья - исправлять семью. Если же кто-то один, то воздействовать на него, или же его изолировать.