Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний - Международно признанные психотерапевтические методы

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний
Психотерапия, как феномен культуры
Современное состояние психотерапевтического знания
Понятие об идеобаллическом сообществе
Интегративные и эклектические подходы
Международно признанные психотерапевтические методы
Целое - пациента
Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым
Инстанция как элемент синхронического раздела теории
Возможные способы описания инстанций
Другой - в психотерапевтическом дискурсе
Роль границ, разбор типологии границ в психотерапии
Каналы - как элемент синхронического раздела
Роль телесности в психотерапии
М
Эвольвенция как способ описания пути развития личности
Купидо
История описания влечений
Обстанция
Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции
Рефекция как способ преодоления дефекта
Идеал как цель терапевтического вмешательства
Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапевтической акции
Игровая сущность техники в психотерапии
«Процедурный» и перспективный аспект техники в психотерапии.
Эксквизиция
Консоция
Понятие транстерминации
Классификация транстерминации
Понятия конвинкции и дизвинкции
Своеобразие психотерапевтической техники
Структура инсайта и катарсиса
Сопротивление в структуре психотерапии
Все страницы
  

 


Понятие «международно признанного психотерапевтического метода». Основные его элементы.

Международно признанные ПТ методы -16-18. Кроме НЛП и трансперсональной – не отвечают критериям и не могут доказать свою эф-ть.

Критерии:

7. Теория личности

8. Теоретическая база ( теория этиологии и патогенеза (как формируется патология), теория происхождения симптома, теория преодоления симптомов)

9. Оригинальная техника

10. Внятная образовательная программа: клиентский опыт, супервизия и теория.

11. Достаточное количество публикаций в разных странах (уровень репрезентации). С исследованиями эффективности ПТ.

Исследования эф-ти доказали только то, что ПТ лучше, чем ничего.

Для анализа структуры психотерапевтического метода мы используем преимущественно методы, признанные Европейской ассоциацией психотерапии, которые удовлетворяют следующим требованиям: они содержат в себе а) теорию личности, б) теорию развития симптома, в) теорию его преодоления, а также г) теорию психотехники . К ним относятся: аналитическая психология, аутогенная тренировка, динамическая групповая психотерапия, экзистенциальный анализ и логотерапия, интегративная гештальтерапия, групповой психоанализ, гипноз, индивидуальная психология, кататимно-имагинативная психотерапия, клиент-центрированная психотерапия, психоанализ, психодрама, системная семейная терапия, трансактный анализ, когнитивная психотерапия, поведенческая терапия. Кроме того, мы привлекли для анализа методы, не считающиеся «международно признанными», но получившие широкое распространение. Это - нейролингвистическое программирование, а также трансперсональная и процессуально - ориентированная психотерапия.


Методология выявления структурных элементов психотерапевтического знания. Структурализм в гуманитарных науках и психотерапия.

Введением в тему этой главы может послужить отрывок из работы Р.Барта "Структурализм как деятельность". Вот что он пишет:" Целью любой структуралистской деятельности - безразлично, рефлексивной или поэтической - является воссоздание "объекта" таким образом, чтобы в подобной реконструкции обнаружились правила функционирования ("функции") этого объекта. Таким образом, структура - это, в сущности, отображение предмета, но отображение направленное, заинтересованное, поскольку модель предмета выявляет нечто такое, что оставалось невидимым, или, если угодно, неинтеллигибельным, в самом моделируемом предмете. Структуральный человек берет действительность, расчленяет ее, а затем воссоединяет расчлененное; на первый взгляд это кажется пустяком (отчего кое-кто и считает структуралистскую деятельность "незначительной, неинтересной, бесполезной" и т.п.). Однако, с иной точки зрения оказывается, что этот пустяк имеет решающее значение, ибо в промежутке между этими двумя объектами, или двумя фазами структуралистской деятельности, рождается нечто новое, и это новое есть не что иное, как интеллигибельность в целом"(Р.Барт, 1994, с. 255). "Структуральный человек" занят "строительством мира, который походит на первичный, но не копирует его, а делает интеллигибельным"(ibid., с. 255).

По Р.Барту, "структуралистская деятельность включает в себя две специфические операции - членение и монтаж. Расчленить первичный объект, подвергаемый моделирующей деятельности, значит обнаружить в нем подвижные фрагменты, взаимное расположение которых порождает некоторый смысл..." (ibid., с. 256). Это первая операция, а затем "определив единицы, структуральный человек должен выявить или закрепить за ними правила взаимного соединения: с этого момента деятельность по запрашиванию сменяется деятельностью по монтированию"(ibid., с. 258).

Главное и, пожалуй, единственно заслуживающее внимания правило "монтажа" сформулировано нами, напомним, так: "Все, что угодно соединяется со всем, чем угодно каким угодно образом".

Несмотря на огромное многообразие психотерапевтических методов, существует общая для них структурная основа. Именно так, опираясь на эту основу, можно обрести понимание психотерапии как единого целого. В то же время разложение известных психотерапевтических методов на составные части создает методологические предпосылки для последовательной компаративистики (сравнительного анализа) различных методов психотерапии. Кроме того, располагая знанием структуры психотерапии, мы получаем возможность систематического построения интегративных и эклектических концепций разного рода. Проведенный анализ выявляет неиспользованные возможности для формирования психотерапевтических методов. Исходим из соображения равных прав всех методов в целом и каждого в отдельности.

Структурализм как новый научный метод в гуманитарных науках, претендующая на универсальность теория в литературоведении и искусствоведении, возник в 30-е гг. Формирование философского направления связано с концепциями Соссюра, американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологией К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж. Лакана, структуры познания М. Фуко и др. Обобщенно, структурализм — попытка выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в социуме на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических моделей, артефактов до искусства, философии, математики, литературы, архитектуры, языка и т. д. Эти универсальные структуры общества выявляют, изучая мифы, интерпретируя бессознательное с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке. М. Фуко (1926 - 1984 гг.) занимался поисками скрытых связей между социальными институтами, идеями, обычаями и отношениями власти. Он пытался раскрыть коды знания общества, которые находятся в постоянном процессе трансформации. Р. Барт (1915 - 1980 гг.) подверг критике устоявшиеся мнения в литературоведении. Теория текста рассматривалась им как производительность языка и порождение смысла. Каждый из структуралистов стремится выявить бинарные оппозиции, лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, определить универсальную структуру человеческого бытия. Как и модернизм, структурализм основан на убеждении в существовании единства всего сущего, универсальности его принципов.

Следует заметить, что задолго до появления философского структурализма сложился структурализм как метод научного исследования, получивший название метода структурного анализа. Сущность его заключается в выделении и исследовании структуры как совокупности "скрытых отношений" между элементами целого, выявление которых возможно лишь "силой абстракции". При этом происходит мысленное отвлечение от субстратной (природной, "вещественной"; шире - содержательной) специфики элементов, учитываются только их "реляционные свойства", то есть свойства, зависящие от отношений, которые связывают одни элементы с другими. Впервые подобная структура была выделена при исследовании языка швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857- 1913). В дальнейшем это перенесение внимания с элементов и их субстратных свойств на отношения между элементами и их "реляционные свойства" закрепилось как основной принцип структурного анализа: "методологический примат отношений над элементами в системе". Еще одним методологическим принципом стал "примат синхронии над диахронией". Структурный анализ предполагает отвлечение от развития системы, ее взаимодействий и изменений в разные моменты времени (диахрония), он сосредоточивается на изучении внутренних механизмов статичной системы, внутренних взаимодействиях элементов, сосуществующих в один и тот же момент времени (синхрония).

Основные «требования» к структурным элементам. Синхроническая и диахроническая части структурной теории.

Нам представляется целесообразным с самого начала выделить две исследуемые сферы - синхроническую и диахроническую. Синхронический раздел будет посвящен анализу, статической, так сказать, части концепций, диахронический соответственно - анализу того, как в школьных теориях отражаются пути становления личности, возникновения патологии и намечается проект преодоления возникших проблем. Это различение носит условный характер, отдельные структурные составные из диахронического раздела могут быть перенесены в синхронический.

Система элементов общей теории построена на анализе глубинных структур психотерапевтического знания. Эти элементы отвечают следующим требованиям: 1) они описывают наиболее значимые составные части психотерапевтических школ, 2) не редуцируются к другим концептам, 3) располагают внутренней структурой и классификацией, 4) их наличие в структуре метода определяет осуществление конкретных психотерапевтических стратегий, 5) охватывают практически всю целостность психотерапевтического знания.

Диахронический раздел посвящен анализу следующих проблем: тому как существующие школьные теории представляют себе 1) динамику развития личности, 2) динамику формирования патологического расстройства, 3) конструирование путей его преодоления.. Индивидуальная история развития личности, нашедшая свое отражение в различных теоретических построениях, прослеживается от исходного момента развития личности до возникновения патологии и далее через терапевтическую операцию – к некоему идеалу. Особое внимание уделяется здесь теме влечений, ключевой для многих теоретических систем, а также препятствий, возникающих на пути удовлетворения этих влечений, приводящих к развитию патологии.

Если синхроническая часть теории сформирована из понятий, позволяющих описать структуру личности, не подверженную каким-либо изменениям, то концепты диахронического раздела соответственно - должны обозначать основные моменты развития этого образа. Элементы общей структуры, о которых пойдет речь в этой части, представлены так или иначе во многих теориях.



 

Задняя пластика влагалища. Восстановительный период после задней пластики влагалища.;Зеленогорск реабилитационный Центр алкоголизм sochi-deystvie.ru