Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний - Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний
Психотерапия, как феномен культуры
Современное состояние психотерапевтического знания
Понятие об идеобаллическом сообществе
Интегративные и эклектические подходы
Международно признанные психотерапевтические методы
Целое - пациента
Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым
Инстанция как элемент синхронического раздела теории
Возможные способы описания инстанций
Другой - в психотерапевтическом дискурсе
Роль границ, разбор типологии границ в психотерапии
Каналы - как элемент синхронического раздела
Роль телесности в психотерапии
М
Эвольвенция как способ описания пути развития личности
Купидо
История описания влечений
Обстанция
Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции
Рефекция как способ преодоления дефекта
Идеал как цель терапевтического вмешательства
Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапевтической акции
Игровая сущность техники в психотерапии
«Процедурный» и перспективный аспект техники в психотерапии.
Эксквизиция
Консоция
Понятие транстерминации
Классификация транстерминации
Понятия конвинкции и дизвинкции
Своеобразие психотерапевтической техники
Структура инсайта и катарсиса
Сопротивление в структуре психотерапии
Все страницы
  

 


Взаимоотношения между «индивидуальным» и «надиндивидуальным» «целым» в различных школьных теориях.

Целое, как известно, включает в себя помимо индивида еще и то, что его окружает, и это тоже тоже понимается по-разному в разных школьных парадигмах. Таким образом, можно сразу обозначить различие между индивидуальным целым и надиндивидуальным. Надиндивидуальное целое - по разным школам - общество, семья, жизненный мир, первичная группа. Вполне возможен подход, при котором нет деления на внутреннее и внешнее. Такое конструирование целого традиционно связывают с гуссерлевской феноменологической традицией, равно как и с "восточными", в частности дзен-буддистской, картинами мира. Так, к примеру, Dasein-анализ не предполагает наличия границы между внутренним и внешним, различая три мира: Umwelt - мир окружающей среды, Mitwelt - мир совместного-с-другими бытия и Eigenwelt - собственный мир. Эти миры отделены границами друг от друга, но границы проходят как снаружи, так и внутри индивидуального пространства (L. Binswanger, 1957, s.94f.) Идеологическая привлекательность такого подхода несомненна, ибо в нем отчасти снимается противопоставление объекта субъекту и, соответственно, уменьшается связанное с этим напряжение.

Другой аспект восприятия целого - определение его истоков и времени формирования. Здесь индивидуальному противостоит доиндивидуальное. Надиндивидуальное, понятно, относится в свою очередь и к доиндивидуальному, причем это отношение задается вполне естественным образом. Самый известный пример здесь - аналитическая психология К.Г.Юнга, которая рассматривает наиболее существенную часть психического - коллективное бессознательное - как структуру, сформированную до рождения индивида, иначе говоря, как некое доиндивидуальное образование. Концепции с доиндивидуальным подходом - юнгианская психология, трансперсональная психология С.Грофа, анализ судьбы Л.Шонди - вполне могут рассматриваться как группа психотерапий, объединенная именно этим признаком.

Надиндивидуальное целое в психотерапевтической теории может исчерпываться наличием определенных персонажей, но вполне может быть вовсе даже не антропоморфным и включать в себя действие стихий и явлений природного мира.

Конфигурация индивидуального целого задается также таким традиционным способом психотерапевтического теоретизирования как типологическое описание. Психотерапевты пользуются типологиями З.Фрейда, Э.Кречмера, Р.Ассаджоли, К.Г.Юнга и Э.Фромма, а также множеством других. В основе кречмеровской типологии лежит клиническая метафора (шизоидный, циклоидный - "подобный" шизофренику, циклотимику). В основе юнговской - личностная направленность во внешнее или внутреннее жизненное пространство и т.д.. Описание того или иного типа покоится на убеждении в неизменности существенных черт, свойственных ему, в обязательности наличия этих черт у каждого из тех, кто к нему относится. Безусловно, такой подход формирует представление о неизбежности принадлежности любого индивида к одному из описанных в рамках данной классификации типов.

Для любой психотерапии всегда важны способы взаимоотношения индивидуального и надиндивидуального целого. Герой-протагонист психотерапевтической концепции может иметь самые разные взаимоотношения со средой, в которой он обитает. Наиболее, однако распространена ситуация, когда надиндивидуальное целое "враждебно" по отношению к индивидуальному. Окружающая индивидуума социальная среда всегда будет "дурной" в зеркале психотерапевтической теории.

Именно так, сталкиваясь с враждебным надиндивидуальным целым, безразлично, с семьей ли, с обществом ли, будущий пациент не находит способа удовлетворить свои влечения, реализовать свои возможности. Более того, внешнее само по себе может быть враждебно по отношению к "герою" теории, оказывая на него давление, ставя на каждом шагу ограничения и запреты. Так, в семье подавляются первичные влечения, общество стремится нивелировать личностное своеобразие. Вполне естественно, исторически сложилось так, что терапевт выступает в роли как бы адвоката по отношению к пациенту, и прокурора - по отношению к окружающему его миру.