Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний - Возможные способы описания инстанций

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний
Психотерапия, как феномен культуры
Современное состояние психотерапевтического знания
Понятие об идеобаллическом сообществе
Интегративные и эклектические подходы
Международно признанные психотерапевтические методы
Целое - пациента
Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым
Инстанция как элемент синхронического раздела теории
Возможные способы описания инстанций
Другой - в психотерапевтическом дискурсе
Роль границ, разбор типологии границ в психотерапии
Каналы - как элемент синхронического раздела
Роль телесности в психотерапии
М
Эвольвенция как способ описания пути развития личности
Купидо
История описания влечений
Обстанция
Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции
Рефекция как способ преодоления дефекта
Идеал как цель терапевтического вмешательства
Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапевтической акции
Игровая сущность техники в психотерапии
«Процедурный» и перспективный аспект техники в психотерапии.
Эксквизиция
Консоция
Понятие транстерминации
Классификация транстерминации
Понятия конвинкции и дизвинкции
Своеобразие психотерапевтической техники
Структура инсайта и катарсиса
Сопротивление в структуре психотерапии
Все страницы

 Возможные способы описания инстанций и их взаимоотношений между собой.

Существуют разные способы построения частей в школьных теориях. Часть личности ли, психики ли, может описываться как существующая длительно и более или менее постоянно на всем протяжении жизненного пути индивида. Иначе говоря, инстанция может иметь свою историю, причем она может ограничиваться как индивидуальным периодом развития (фрейдовские Я и Оно), так и доиндивидульным (юнговские архетипы). Этот тип инстанций можно, собственно, и обозначить - исторический. Ну и, памятуя о различных типах описания целого, мы можем говорить об индивидуальной и доиндивидуальной исторической инстанции.

Инстанции могут этой истории вовсе не иметь и рассматриваться только как носители неких функций, с которыми просто производится определенная работа в ходе терапевтического процесса. Нейролингвистическое программирование имеет дело как раз с этим типом, рассматривая "часть", как фиктивное образование, ответственное за ту или иную проблему. Функциональная инстанция - она как бы безлика, она не более, чем придаток к влечению или проблеме, за которую она "ответственна". Важно заметить, что инстанция исторического типа в любом случае выполняет одну или несколько функций. Ясно также, что инстанция функционального типа более свойственна так называемым short-term-терапиям, ибо для того, чтобы разобраться с историей инстанции требуется время.

Характер инстанций может также определяться их обликом. Так, с одной стороны, можно говорить об инстанциях-стихиях, отличающихся многообразием, неоднородностью, обилием голосов, задействованных в них (пример - юнговское коллективное бессознательное). Или же инстанция может быть представлена каким-нибудь единичным персонажем, и тогда можно вести речь об инстанции - образе. Не исключено, что в рамках одной теории мы можем иметь дело и с тем и с другим, с "образами" и "стихиями" (у того же Юнга - коллективное бессознательное плюс архетипы).

Пространственные представления, собственно, уже заложены в различных подходах (Сверх-Я, Тень). Взаимное расположение частей в пространстве может отражать иерархические отношения между частями - господства, подчинения и т.д. или же подчеркивать, ежели мы того пожелаем, известное равенство. Терапевтические задачи, связанные с этими пространственными соотношениями могут быть разнообразными и изощренно-замысловатыми. Например, в пространство, занимаемое одной инстанцией, можно допускать другую (знаменитое "Где было Оно, там должно стать Я" Фрейда), то есть они могут даже как бы питаться друг другом.

Взаимное расположение частей друг относительно друга может оказывать влияние и на их взаимоотношения. То, что находится "сверху" может, как это чаще всего случается, контролировать, подавлять, подминая под себя то, что находится "снизу". Разного рода метафоры помогут формированию концепций этих взаимоотношений. Чаще всего вопрос этих взаимоотношений решается в рамках оппозиции мир - война. Инстанции могут бороться друг с другом (как известный фрейдовский "наездник"-Я с непокорным конем - Оно) и тогда терапевтической целью будет их примирение, или же они могут находится в мире друг с другом. История психотерапии сложилась таким образом, что положения о конфликте инстанций были положены в основу представлений о патологии. Борьба сознания и бессознательного - наиболее ясный пример такого положения дел. Внутренние части целого всегда воюют друг с другом, их конфликт ведет к возникновению симптома, невроза, кризиса и т.д. Терапевтические задачи соответственно имеют своей целью эти инстанции примирить.

Нетрудно догадаться, что без труда можно было бы построить теорию, основанную и на прямо противоположной идеологии, когда состояние мира между инстанциями объявляется чем-то "патогенным", фактором, приводящим к кризису и застою, в то время как постоянный конфликт частей личности объявлялся бы непременным условием личностного и творческого роста и т.д. Представление о психическом здоровье, как о состоянии мира и согласия между частями личности, распространенное повсеместно вовсе не является единственно возможным. Его нельзя считать даже безусловно желательное, что ясно из вышеприведенных соображений.