Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по курсу Психология семьи и семейное консультирование - Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по курсу Психология семьи и семейное консультирование
Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье
Субсистемы семьи. Субсистема супружеской пары
Субсистема родителей и субсистема детей
Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами
Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем
Внутрисемейные границы
Семейные треугольники и их разновидности
Представления о семье в концепции К. Роджерса
Коммуникационная модель психологического консультирования семьи
Методика детриангуляции К. Джонсона.
Особенности семейной субкультуры в неблагополучных семьях
Цели и этапы оказания психологической помощи семье
Стратегическая модель работы с семьей
Особенности личности членов неблагополучных семей
Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях
Основанная на опыте модель работы с семьей
Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей
Вмешательства, которыми меняют структуру неблагополучных семей
Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях
Техника семейная скульптура
Методика Генограмма
Техника Семейная хореография
Методика Ролевая карточная игра
Методика Экокарта и оказание помощи семье
Все страницы
 

 


 Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье.

В работе с проблемами воспитания детей в семье важным звеном является коррекционная работа с родителями, касающаяся стилей детско-родительских отношений. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Задачи работы с родителями включают повышение уровня родительской грамотности, причем как повышение компетентности в области знания закономерностей психического развития ребенка, так и повышение коммуникативной компетентности.

Программа работы должна включать систему знаний об общих закономерностях психического развития, роли наследственности и среды в формировании личности ребенка, значении активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослым. Необходимо осмысление родителями также позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов адекватной возрасту перестройки системы детско-родительских отношений, как средства преодоления негативных проявлений в кризисах. Должны быть сформированы адекватные представления о психологических особенностях каждого возрастного периода. В работе с родителями психолог должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть сильные стороны его личности, обратить внимание на слабые и наметить пути их компенсации.

Эта работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Эти формы работы могут быть представлены консультативной беседой, родительскими группами, коррекцией детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции участие принимает вся семья. Обычно индивидуальная работа строится в виде консультативной беседы в соответствии с правилами ведения беседы, в форме ведения случая.

Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями базовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Руководство родительскими группами может осуществляться в форме консультирования по частным проблемам, а также в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения проблем самих родителей, проведение которых получило широкое распространение в рамках семейного консультирования.

Консультирование по частным проблемам предполагает обсуждение общих для всех членов группы конфликтных ситуаций и фокусирование на моделях приспособления к реальным конфликтам без подробного анализ лежащих в их основе психологических причин, что возможно только в индивидуальной работе. Специальное обучение родителей (родительский тренинг) преследует цель повышения сенситивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. Причинами неадекватных детско-родительских отношений могут быть усвоенные в детстве ошибочные стереотипы воспитания, а также субкультурные нормы и ошибочные установки малых социальных групп.

Помимо непосредственной работы с родителями большое значение имеет также совместная работа родителей с детьми. Она может проводится как в групповой форме (несколько родительских пар с детьми, объединенных общей или сходной проблемой) или индивидуально (только родители и ребенок). В процессе такой работы отрабатываются практические навыки взаимодействия родителей и детей, отмечаются деструктивные проявления такого взаимодействия со стороны родителей и реакция на эти проявления со стороны ребенка. Задача психолога – научить родителей ориентироваться на реакцию ребенка, но при этом не потакать ей, не допускать манипулирования родителями со стороны ребенка, Важным моментом является также научение предотвращению и эффективному разрешению конфликтных ситуаций, а также анализ застарелых семейных конфликтов между родителями и детьми, между родителями и другими членами семьи, при условии, что эти конфликты отражаются на детско-родительских отношениях.

Задача психолога – научить родителей рассматривать семью как систему, в которой поступок одного члена неизбежно приводит к реакции всей системы.



 

эрегра супер форсе