Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по курсу Психология семьи и семейное консультирование - Вмешательства, которыми меняют структуру неблагополучных семей

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по курсу Психология семьи и семейное консультирование
Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье
Субсистемы семьи. Субсистема супружеской пары
Субсистема родителей и субсистема детей
Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами
Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем
Внутрисемейные границы
Семейные треугольники и их разновидности
Представления о семье в концепции К. Роджерса
Коммуникационная модель психологического консультирования семьи
Методика детриангуляции К. Джонсона.
Особенности семейной субкультуры в неблагополучных семьях
Цели и этапы оказания психологической помощи семье
Стратегическая модель работы с семьей
Особенности личности членов неблагополучных семей
Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях
Основанная на опыте модель работы с семьей
Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей
Вмешательства, которыми меняют структуру неблагополучных семей
Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях
Техника семейная скульптура
Методика Генограмма
Техника Семейная хореография
Методика Ролевая карточная игра
Методика Экокарта и оказание помощи семье
Все страницы

 

 


Вмешательства, которыми меняют структуру неблагополучных семей.

Влияние оказывается на неконструктивные способы воздействия на другого в пе­риод согласования и приспособления (уход, угроза развода, причинение вреда имуществу другого или совместному иму­ществу, попытки суицида, демонстративный алкоголизм и другие деструктивные способы воздействия на другого) не позволяют семье чутко реагировать на те изменения, кото­рые происходят внутри нее и вне ее, требующие изменения ее структуры, нового согласования, пересмотра устоявшихся ролей. В таком случае в семье может надолго сохраниться структура, ущемляющая потребности одного или многих членов семьи, приводящая к неэффективному функциониро­ванию семьи. Переход к новой структуре, связанной с новым этапом жизни семьи, происходит в таком случае не плавно, а в результате кризиса (резкого, крутого перелома, связанно­го с тяжелыми последствиями для членов семьи). Этому предшествует доведение одной из сторон до крайней степени терпения.

В процессе вмешательства психологу необходимо:

1. Создание эффективной иерархической структуры в семье, в которой родители являются авторитетом для детей.

2. Создание эффективной родительской коалиции, в кото­рой родители поддерживают друг друга при предъявлении тре­бований детям.

3. Расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи.

4. Создание отвечающих возрасту детей условий, для экспе­риментирования с автономией и независимостью.

5. Обособление субсистемы пары от субсистемы родите­лей.

6. Коммуникация в семье должна строиться по определен­ным правилам.

7. Отец должен играть главенствующую роль в семье.

8. Доминирующий аффект, связанный с проверкой прочно­сти линий власти в семье, агрессией, соперничеством должен смениться на чувства, связанные с заботой друг о друге.

I. Физическое отделение супругов от детей, поочередное сти­мулирование супругов сначала играть роль супругов, а потом ро­дителей. Это делается для того, чтобы установить четкие грани­цы между супружеской и родительской субсистемами.

II. Демонстрация возможности различных ролевых позиций взрослого в качестве родителя (контроль) и в качестве благоже­лательного старшего сиблинга, что делает границы между роди­тельской и детской субсистемами более проницаемыми. Перехо­дя из одной субсистемы в другую, психолог меняет роли, чем демонстрирует гибкость ролевого поведения.

III. Модификация традиционных для семьи путей взаимо­действия:

1. Психолог может обратиться к молчащему члену семьи и тем самым возвысить его во внутрисемейной иерархии.

2. Психолог может активно прервать способ взаимодейст­вия, говоря, например, супруге, чтобы она перестала главенст­вовать. Этим он бросает вызов традиционным для данной семьи путям взаимодействия.

3. Психолог может вызвать к жизни диалог между отцом и сыном для того, чтобы обойти регулирующую деятельность ма­тери. Это относится к ситуации, когда мать чувствует, что если отец и сын разовьют язык кооперативной коммуникации, то она окажется изолированной и покинутой. В ситуации же разделенности отца и сына, конфликтных отношений между ними она ощущает себя нужной, полезной, желанной и для одного, и для другого. Диалог между отцом и сыном в данной ситуации:

1) «осаживает» материнское функционирование и возрож­дает генетическую систему поддержания семейной струк­туры;

2) способствует возрождению эффективной коммуникации между отцом и сыном;

3) способствует возрождению коммуникации жены с мужем именно как с мужем, а не как с опекаемым.

4. Психолог делает более тесными позиции двоих, между которыми ранее была вражда вследствие «треугольных» от­ношений.

5. Психолог делает слабого (семейного «козла отпущения») еще слабее и просит другого оказать ему помощь.