Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы студентам по социально-психологическому обучению - Формирование команды для деловой игры

Печать
Индекс материала
Ответы студентам по социально-психологическому обучению
Особенности группового психологического тренинга
Стимуляторы активизации учебной деятельности.
Место игры в активных формах обучения
Механизмы групповой дискуссии
Разновидности игровых методов обучения
Тренинг - методы в обучении и их разновидности
Черты тренингов
Международный опыт использования тренинг-методов
ЭВМ-моделирование как метод обучения
Ролевая и деловая игра
Деловые игры
Методические варианты деловой игры
Диапазон применения деловых игр и их функции
Имитационная деловая игра
Инновационная игра
Содержание проспекта, сценария, игровой обстановки и регламент деловой игры
План и программа: отличие.
Формальная структура игровой организации
Формирование команды для деловой игры
Этапы деловой игры и их характеристика
Термин симптокомплекс играбельности
Все страницы
 

 



Формирование команды для деловой игры.

 

Команда - это группа единомышленников, которые выполняют общее задание и имеют при этом знания, навыки и качества характера, дополняющие друг друга в процессе выполнения данного задания. Эта группа также несет ответственность за выполнение поставленного перед ней задания.

Формирование команды — один из уровней организационного консультирования. Существует три уровня проведения процессов формирования команд:

1) индивидуальное консультирование, т. е. управление трудными проблемами, возникающими в результате существования в организации;

2) непосредственно формирование команды — активное командное включение в планирование организационных изменений (команда определяется как группа из более двух человек, динамично взаимодействующих, зависимых друг от друга и направленных в сторону общей цели/миссии. Каждый член команды играет определенную роль, занимает четкую позицию и выполняет определенную функцию в команде);

3) построение межкомандных взаимоотношений. В организации может существовать несколько отдельных и независимых групп, из которых необходимо сформировать команды. В этом случае консультирование направлено как на процесс формирования команд, так и на налаживание взаимосвязи между ними, поскольку взаимосвязи между командами могут фасилитировать организационную эффективность и быть источником удовольствия или фрустрации для индивидуумов.

Для проведения процесса формирования команды необходимо воспользоваться услугами консультантов, специализирующихся на осуществлении деятельности такого рода. Задача консультанта — помочь группе понять собственные процессы, развивая и совершенствуя групповые навыки и умения.

Различают четыре основных подхода к формированию команды:
1) целеполагающий (основанный на целях), межличностный (интерперсональный),
3) ролевой
 4) проблемно-ориентированный .


1. Целеполагающий подход (основанный на целях) — позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей. Процесс осуществляется с помощью консультанта. Цели могут быть стратегическими по своей природе или установлены в соответствии со спецификой деятельности, например, как изменение продуктивности или уровня продаж, а также как изменение внутренней среды или каких-либо процессов.

2. Межличностный подход (интерперсональный) — сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.

3. Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.

4. Проблемно-ориентированный подход к формированию команды (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч по фасилитации процесса (с участием третьей стороны — консультанта) с группой людей, имеющих общие организационные отношения и цели. Содержание процесса включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи. Предполагается, что наряду с наработкой такого умения у всех членов команды активность по ее формированию должна быть также сфокусирована на выполнении основной задачи, межличностных умениях, а также может включать целеполагание и прояснение функционально-ролевой соотнесенности.

Можно выделить два типа команд: I) постоянные, «рабочие» команды, имеющие опыт совместной работы и включающие лидера-руководителя и подчиненных; 2) специфические — только появившиеся, заново созданные благодаря организационным структурным изменениям, слияниям, задачам.

Как правило, формирование команд протекает по четырем направлениям:


1) диагностика;

2) достижение или выполнение задачи;

3) командные взаимоотношения;

4) командные процессы формирования команды.

Выделяют также следующие стадии[4] :

• вход в рабочую группу (сбор данных);

• диагностика групповых проблем;

• подготовка решений и составление плана действий (активное планирование);

• выполнение плана действий (активный процесс);

• мониторинг и оценивание результатов.


 Место экспертов в деловой игре.

 

В деловых играх в обязательном порядке должна существовать группа экспертов людей наиболее компетентных в предмете игры. При необходимости проводится предварительное обучение экспертной группы с учётом вида и объёма предстоящей игры (чаще всего, учащимся рекомендуют дополнительные литературные источники, обеспечивающие при их использовании необходимую компетентность экспертов).

На подготовительном этапе игры имеет значение предварительная диагностика особенностей личности представителей группы. Эта диагностика необходима для осуществления наиболее оптимального подбора контингента участников игры в соответствии с полученными результатами. Так, в состав группы экспертов желательно ввести тех, кто характеризуется аналитическим складом мышления, способен независимо от личных пристрастий оценивать ход происходящих событий и наиболее объективно подходит к принятию решений.

На этапе анализа ведущий организует обсуждение результатов игры. Экспертам предоставляется возможность высказать свое мнение. При этом важны не критика и обвинения в адрес игроков, а описание их поведения. Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых действиях участников игры без приписывания им установок и личностных черт. Такой прием, как утверждает К. Рудестам, вызывает наименьшую психологическую самозащиту игроков и наибольшее желание изменить свое поведение.


Счетная группа и ее назначение.

 

Для проведения деловых игр, желательно создание счётной группы (поскольку большинство деловых игр носят соревновательный характер). В большинстве случаев, счётные группы создаются из числа наблюдающих игру. Протоколы для записи счёта должны быть заранее согласованы с руководителем игры и экспертами. Ещё одна немаловажная деталь. Для создания игровой ситуации необходимы специальные люди (т.н. мартышки), которые должны заниматься созданием всякого рода «помех» и случайных ситуаций, что, в большинстве случаев, служит основанием для принятия тех или иных решений участниками игры.



 

Настенный преобразователь входит в уникальную систему точных измерений Almemo