Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение - Этапы организационно-деятельностной игры

Печать
Индекс материала
Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение
Этапы организационно-деятельностной игры
Позиции игроков в процессе организационно-коммуникативной игры
Групповая дискуссия и ее разновидности
Круглый стол, метод группового обсуждения
Этапы мозгового штурма
Содержание метода инцидента
Метод анализа конкретных ситуаций
Этапы проведения занятий по методу анализа конкретных ситуаций
Групповой психологический тренин
Сензитивный тренинг
Коммуникативная культура и умение
Коммуникабельность
Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы
Немецкая модель тренинг-метода
Содержание психотехнической игры
Этапы формирования заданного действия
Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов
Диалог и мультилог в организации игровых ситуаций.
Понятие - тренированный стиль специалиста
Обязательные принципы (правила) деловой игры
Все страницы

  

Этапы организационно-деятельностной игры.

 

К классу этих игр можно отнести: проблемные ролевые игры, проблемно-ориентированные деловые игры, апробационно-поисковые игры, инновационные игры. ОДИ применяют при решении сложных социально-производственных задач, когда требуется объединение усилий специалистов разных направлений. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социально-экономической системы. Далее идет выработка, обсуждение и принятие решений по управлению указанной системой. В таких играх чаще решаются вопросы не оперативного управления, а о разработке программы управления. В игре выявляется комплекс проблем по управлению социально-экономической системой и пути решения этих проблем. В ОДИ обычно рассматриваются кризисные для системы состояния, обеспечивающие повышенную мотивацию участников игры и выработке решений, выводящих систему из кризиса. Для проведения игры целесообразно привлекать специалистов разных направлений, несущих в игре разные функции (группа обеспечения, консультанты, руководители групп и другие).

Организационная задача руководителя - координация коллективной деятельности участников игры, их личностное и межгрупповое общение на всех этапах решения проблемы. В ОДИ принципиально не закладывается безусловное решение проблемы, иногда игра может заканчиваться и отрицательным результатом.

Подготовка и проведение ОДИ осуществляется в несколько этапов.

       I.            Предигровой этап (может длиться 2-3 месяца). Здесь проводится диагностика состояния социально-экономической системы, выявляются кризисные проблемы, определяется общая стратегия игры, формируется ее структура. Далее проводится подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп. В каждой группе имеется представитель из руководства игрой. Его роль состоит в создании доброжелательного морально-психологического климата в группе, контроль ее деятельности, при необходимости коррекция, а также информирование коллег по проведению игры о состоянии группы и решения проблемы для координации проведения игры.

    II.            Ввод игроков в игру. Здесь производится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала). Среди приемов мобилизации участников можно выделить такие, как "вызов огня на себя" - провоцирование игроков на дискуссию с руководителем, среди положительных приемов могут быть шуточные конкурсы и другие приемы, вызывающие положительные эмоции. Задача этого этапа в создании из разрозненных специалистов работоспособного коллектива, способного решать поставленную задачу.

 III.            Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы. Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты-специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри). Анализ хода игры осуществляется руководством игры без участия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации консультантов о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется.

IV.            Обобщение полученных результатов. По окончании игры руководством разрабатываются основные итоговые документы, содержащие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению.



 Психологический механизм организационно-деятельностной игры и его фазы.

                      
 
Организационно - деятельностная игра - род операциональных игр, форма активного обучения разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования организации социально-производственной деятельности.

После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с

участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях руководства игры и участников.

Характерологические признаки ОДИ можно сформулировать следующим образом:

·         Моделируется деятельность специалистов по решению сложных комплексных проблем управления социально-экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии.

·         Роли в ОДИ условные. Решения принимаются вне рамок штатных структур.

·         Обеспечивается различие ролевых целей и взаимодействие ролей, что обеспечено наличием личных интересов участников игры.

·         Использование коллективной деятельности.

·         Наличие общей цели у игрового коллектива.

·         Коллективная выработка решений участниками игры.

·         Реализуются в процессе "цепочки решений".

·         Предусмотрена многоальтернативность.

·         Специальными средствами обеспечивается управление эмоциональным напряжением игроков.

·         Принятые в игре решения не воздействуют на объект управления. Последствия принятия решений в игре не прослеживаются.

·         Система оценивания деятельности участников игры часто отсутствует. Необходимость в оценке отсутствует из-за высокой для игроков степени мотивации при решении поставленной проблемы.

Перечисленные характерологические признаки можно считать признаками ДИ в полном объеме. При этом признак 1 относит ДИ к имитационным методам обучения, признаки 2-4 определяют ДИ как игровой метод обучения. По признакам 5-6 ДИ является методом коллективного обучения. Признаки 8-9, 11 относят ее к числу наиболее эффективных методов делового обучения, а признак 7 выделяет ее среди всех упомянутых методов.

Вышеприведенные характерологические признаки ДИ помогают представить функциональную схему ДИ.

 

Организационно-мыслительная игра и ее особенности.

 

Игра организационно-мыслительная - род организационных игр, овладение средствами мышления и развитие мыслительных способностей посредством моделирования профессиональной деятельности через организованную коммуникацию (мыслительную деятельность).

Предназначена для выявления мнений по фиксированным «теме» и «проблеме», согласования мнений, прихода к основаниям неслучайного мнения (коллективного) о содержании проблемы, стоящей перед организацией, в системе деятельности и т.п., о путях решения проблемы, для выработки предварительных мнений о решении проблемы, их предварительного согласования, а также для сплочения инновационно ориентированных участников, складывания прототипа «команды», готовой взять на себя решение проблемы, для запуска формирования у участников (особенно у лидеров) основополагающих профессиональных качеств, характерных для целенаправленных и самоопределенных инноваторов. Игра, сохраняя черты «организационно-деятельностной игры», усиливает роль мышления, критериально обеспечиваемой рефлексии. Она подготавливает к типовой группе тренингов для целенаправленного формирования указанных качеств.

 

 



 

нива 2131 тюнинг