Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение - Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы

Печать
Индекс материала
Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение
Этапы организационно-деятельностной игры
Позиции игроков в процессе организационно-коммуникативной игры
Групповая дискуссия и ее разновидности
Круглый стол, метод группового обсуждения
Этапы мозгового штурма
Содержание метода инцидента
Метод анализа конкретных ситуаций
Этапы проведения занятий по методу анализа конкретных ситуаций
Групповой психологический тренин
Сензитивный тренинг
Коммуникативная культура и умение
Коммуникабельность
Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы
Немецкая модель тренинг-метода
Содержание психотехнической игры
Этапы формирования заданного действия
Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов
Диалог и мультилог в организации игровых ситуаций.
Понятие - тренированный стиль специалиста
Обязательные принципы (правила) деловой игры
Все страницы
 

 

 


Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы.

 

Многие воспитательные системы тех лет буквально пестрят примерами психотехнологий, оказавшихся впоследствии востребованными (правда, в несколько иной форме) в психологических тренингах. Яркой иллюстрацией сказанного служит целый ряд методик, применявшихся в групповой работе с беспризорниками А. С. Макаренко. (Анализ разработанной значительно позже "коммунарской методики" позволяет легко вычленить и в ней элементы группового тренинга.)

По А.С.Макаренко коллектив трактовался как группа высшего типа, объединенная ценностно-ориентационным единством и общественно значимой целью.

Один из принципов организации учебно-тренировочных групп: Принцип психологического события. По А.С. Макаренко, мало полагаться только на эволюционные пути развития духовной структуры индивида. Для реализации личностных перемен нужны и острые моменты, взрывы, потрясения, которые должны быть не только конфликтными, но и созидательными.

Основной принцип групповой психотерапии — признание ведущей роли коллектива в формировании здоровой личности человека, сочетание влияния коллектива на больного с индивидуальным подходом к нему.

Большое значение для развития этого метода имели работы А. С. Макаренко (в частности «Педагогическая поэма»), которые легли в основу советской педагогики и получили сейчас «второе рождение». История человечества полна примеров того, как групповые формы психического воздействия служили действенным инструментом управления мыслями и эмоциями личности. Это прекрасно знали еще египетские жрецы, проводившие своеобразные сеансы массовой психотерапии с использованием музыки и пения.
Успешно применяет коллективную психотерапию главный врач Московского психоневрологического диспансера № 7, обслуживающего Тушинский и Ленинградский районы, кандидат медицинских наук М. М, Новак. Используя педагогические идеи А. С. Макаренко, он проводит коллективные сеансы психотерапии в группах больных из 15—20 человек, добиваясь устойчивых результатов.

«Вечерняя Москва» 14 марта 1983 года опубликовала письмо бывших пациентов Новака: «Лечебная группа собрала разных людей, мужчин и женщин — и по возрасту, и по образованию, и по характеру, и, если можно так выразиться, по степени заболевания. Одни твердо решили «бросать навсегда», другие хотели «попробовать пока не пить, а там видно будет», третьи вовсе пришли по чьему-то принуждению.
В коллектив, где уже начинается серьезное лечение, принимали общим голосованием. Подошли не все: совсем деградировавших алкоголиков, потерявших человеческий облик, и тех, кто не желает лечиться и плохо влияет на других, принимать в коллектив бессмысленно.
Выбрали старосту, актив. Собирались обычно все, и уж во всяком случае накануне не пили. Все нарушения лечебной дисциплины строго обсуждались. Три года сообща возвращались к трезвой, здоровой, нормальной жизни...»

Интересно, что Новак старался максимально приблизить лечебную группу к действительности, включая в нее и мужчин и женщин, разных по возрасту, профессии, уровню образования, то есть, создавая реальную модель коллектива.
Сегодня отдается предпочтение проведению психотерапии в так называемых «малых группах» (8—10 человек), что является наиболее оптимальным для врача. Лечебный сеанс состоит из выступлений членов группы, которые делятся своими мыслями и впечатлениями, каждый может говорить на любую тему, обсуждать любые спорные вопросы. Психиатр следит за развитием эмоциональных состояний в группе и усиливает взаимодействие между больными, поведение его не должно быть директивным. В процессе групповой психотерапии, по этой методике, достигаются три основные цели. Во-первых, она помогает больному соблюдать режим трезвости, опровергая мнение, что алкоголик — потерянный для общества человек. Во-вторых, показывает на примерах, в каких ситуациях он действовал неправильно, и учит, как поступать в таких случаях. И наконец, анализируя свое собственное поведение, а также поведение других членов группы, пациент может своевременно изменить свой образ жизни в лучшую сторону. Стратегическая цель занятий — заставить больного бросить «алкогольную игру» и активно включиться в лечение. Беседы, проводимые с женой и другими членами семьи в присутствии пациента, являются прекрасным дополнением к групповой психотерапии.

Автор Э.С.Дроздов,Е.И.Зенченко, «Основной принцип групповой психотерапии»



 

замена стояка хвс