Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение - Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов

Печать
Индекс материала
Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение
Этапы организационно-деятельностной игры
Позиции игроков в процессе организационно-коммуникативной игры
Групповая дискуссия и ее разновидности
Круглый стол, метод группового обсуждения
Этапы мозгового штурма
Содержание метода инцидента
Метод анализа конкретных ситуаций
Этапы проведения занятий по методу анализа конкретных ситуаций
Групповой психологический тренин
Сензитивный тренинг
Коммуникативная культура и умение
Коммуникабельность
Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы
Немецкая модель тренинг-метода
Содержание психотехнической игры
Этапы формирования заданного действия
Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов
Диалог и мультилог в организации игровых ситуаций.
Понятие - тренированный стиль специалиста
Обязательные принципы (правила) деловой игры
Все страницы
 

 



Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов.

 

Диалогические отношения студентов и преподавателя на проблемной лекции, работа в «должности» специалиста в деловой игре, подготовка и защита дипломного проекта по реальной проблематике, участие в НИРС, производственная практика и т.п. – все эти новые формы активности обучающихся несут в себе черты как учения, так и труда, и в сочетании с традиционными формами составляют новое явление в педагогике. С помощью системы форм и методов активного обучения задается контекст будущей профессиональной деятельности, причем не только предметный, но и социальный.

Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования в высших учебных заведениях. Активное обучение – это прежде всего новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных производственных ситуаций, методы математического моделирования с помощью ЭВМ, деловые игры. В активное обучение включают также разнообразные формы научно-исследовательской работы студентов (НИРС), комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику, автоматизированные обучающие системы (АОС) и др.

Опыт активного обучения показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:

·        формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

·        воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

·        давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;

·        учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, к социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;

·        овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе – активность студента. Наиболее эффективной формой повышения активности студента являются деловые игры. Игровая имитация процессов управления с включением функций планирования, организации, регулирования, контроля и учета позволяет комплексно охватить ряд дисциплин и в их взаимосвязи, поставить студента в обстановку условной действительности, требующую от него знаний и навыков.

Активные методы обучения имеют свои разновидности. Они подразделяются на неимитационные и имитационные. В составе неимитационных активных методов обучения обычно присутствуют: проблемная лекция, практическое или лабораторное занятие, семинар, самостоятельное для студента курсовое и дипломное проектирование, производственная практика на рабочем месте, использование обучающих и контролирующих машин и программ, активно-групповые консультации, олимпиады, студенческие научные конференции, социологическое тестирование и анкетирование и т.д.

Активные методы обучения отличает ориентированность на проблему, интенсификация познавательной деятельности студентов. Однако в таких методах отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации. Например, лекция-диспут. Такая лекция готовится заранее не только преподавателем. Студенты, получив основные вопросы темы, подготавливают рабочую программу и список литературы, определяют темы рефератов. На занятии преподаватель раскрывает каждый вопрос темы, после чего выступают студенты-докладчики и развертывается дискуссия. Знания, получаемые в ходе диспута, полнее и разностороннее получаемых на обычной лекции.

Лабораторные и практические занятия, не требующие самостоятельной деятельности студентов, не относятся к активным формам обучения. Не относятся к активным формам обучения семинары, на которых студент фактически является только слушателем, производственная практика по выполнению отдельных заданий и т.п.

Имитационные активные методы обучения подразделяются на неигровые и игровые.

К неигровым имитационным активным методам обучения следует отнести метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения по нахождению студентами решения, известного преподавателю, а также индивидуальный тренинг на ЭВМ. Эти методы предполагают моделирование реальных объектов и ситуаций без изменения переменных величин и исполнения ролей. Например, метод конкретных ситуаций. Преподаватель выбирает описание ситуации, сообщает ее студентам, формулирует контрольные вопросы, организует и направляет дискуссию по обсуждаемой ситуации и оценивает результаты разбора.

К игровым имитационным активным методам обучения относятся деловые игры, метод разыгрывания ролей, игровое производственное проектирование, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях, индивидуальный игровой тренинг на специальных тренажерах. Отличие игровых активных методов обучения в том, что они основаны на игровых элементах, связях, отношениях. Игры данной совокупности близки к деловым играм, но не обладают всеми их признаками. Так, в разыгрывании ролей нет «цепочки решений», зависящих только от предшествующих действий участника и реакции на эти действия других участников; при индивидуальном игровом тренинге с ЭВМ отсутствует распределение ролей.

В качестве примера игровых имитационных активных методов обучения можно привести метод разыгрывания ролей. Преподаватель реализует сценарий обучения и определяет роли участников, участники вступают в ролевое общение. Преподаватель вводит корректирующие условия, оценивает действия участников и их результаты. Выбор решений каждым участником совершенно произволен, как и использование информации. Преподаватель подводит итоги и дает общую оценку.

Активные методы обучения можно комбинировать, сочетая фрагменты отдельных методов. Например, в проблемную лекцию можно включить фрагмент деловой игры, завершая ее разбором конкретных ситуаций. Деловые игры занимают ведущее место среди активных методов обучения.

Активные методы обучения в настоящее время заслуженно получили большое развитие и широко внедряются в учебный процесс, так как способствуют выявлению и развитию таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом и др., и направлены на формирование необходимых для конкурентоспособного специалиста профессиональных и личностных качеств.