Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение - Понятие - тренированный стиль специалиста

Печать
Индекс материала
Ответы студентам по социально-психологическому обучению. Продолжение
Этапы организационно-деятельностной игры
Позиции игроков в процессе организационно-коммуникативной игры
Групповая дискуссия и ее разновидности
Круглый стол, метод группового обсуждения
Этапы мозгового штурма
Содержание метода инцидента
Метод анализа конкретных ситуаций
Этапы проведения занятий по методу анализа конкретных ситуаций
Групповой психологический тренин
Сензитивный тренинг
Коммуникативная культура и умение
Коммуникабельность
Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы
Немецкая модель тренинг-метода
Содержание психотехнической игры
Этапы формирования заданного действия
Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов
Диалог и мультилог в организации игровых ситуаций.
Понятие - тренированный стиль специалиста
Обязательные принципы (правила) деловой игры
Все страницы
 

 

 


Понятие "тренированный стиль" специалиста.

 

Профессиональная квалификация тренера - самый серьезный и значимый ресурс в работе с групповой динамикой. Неподготовленный тренер может стать причиной возникновения конфликтов и напряженных ситуаций в тренинге. Профессионал – никогда не позволит ситуации выйти из под контроля. Наряду с образованием, методической подготовкой и опытом работы, есть еще одно обязательное требование к тренеру: умение видеть целое.

Подготовка и проведение тренинга предполагает знание и понимание всех организационных и содержательных аспектов: от анализа результатов содержательной работы до выбора аудитории и тестирования оборудования. Интенсивная программа тренинга не должна допускать возможности остановок и сбоев организационного характера. Нередко тренеры считают, что предварительная организационная работа – дело административного персонала. Однако именно тренеру придется справляться с неудобной мебелью, душным помещением, непишущими фломастерами и, вызванной общим дискомфортом, иронией и сопротивлением участников. Поэтому профессиональная квалификация тренера проявляется в умении предусмотреть и "упаковать" в программу не только содержательные, методические, но и организационные моменты.

В качестве еще одной обязательной характеристики тренера, позволяющей предотвратить разрушительную групповую динамику, назовем отсутствие сомнений в … своей квалификации. Однажды мы с сожалением наблюдали, как аудитория буквально уничтожила ядовитыми репликами и презрением "свободного" тренера, робко и стыдливо ответившего на вопрос о собственном образовании - "высшее".

В профессию приходят разными путями, поэтому профессиональная квалификация тренера подразумевает умение обобщить, проанализировать и изложить свой опыт, позицию и "право" на тренерскую работу. Что можно ожидать от специалиста, который стесняется своей профессиональной биографии? Вот почему, вместе с опытом и подготовкой, исключительно важны личные качества тренера: выдержка, доброжелательность, отсутствие склонности к крайностям (самобичеванию или недооценке аудитории). Не стоит расценивать вопросы аудитории, как провокационные, не стоит вступать в препирательства, бояться, доказывать, горячиться, сопротивляться. Только понимание своей позиции и логика аргументов позволит тренеру убедить самых любопытных, упрямых и настойчивых.

Говоря о содержательных причинах проявления групповой динамики в тренинге, отметим, что нередко тема тренинга может трактоваться тренером и участниками достаточно широко. Например, названия "Секретарь в офисе", "Эффективные продажи", "Управление персоналом" оставляют простор для маневра тренеру и фантазии участников. Часто за популярными понятиями стоят различные значения и смыслы.

Для того чтобы определить весь диапазон представлений и еще раз обозначить цели и задачи тренинга, в начале занятий просто попросите участников представиться и рассказать о своих ожиданиях. Часто простую процедуру знакомства тренеры упускают, как незначимую. Однако наш опыт показал, знакомство - один из обязательных элементов тренинга.

Исключение знакомства из программы не позволяет тренеру и участникам публично соотнести предлагаемую программу с ожиданиями, и оставляет место для взаимного недовольства. Более того, практика показывает, что если круг обязательств тренера не очерчен, потребности участников в ходе тренинга могут возрастать в геометрической прогрессии. Мы также не рекомендуем давать участникам заведомо невыполнимых обещаний, рассчитывая на их увлеченность или забывчивость, поскольку в этом случае "групповая динамика" будет сильно подогрета разочарованием.

"Тренинг-метод" в тех или иных формах вошел в сферу менед­жмента 70-х годах, но получил распространение и должное осмыс­ление среди специалистов только в настоящее время. Это стало возможным благодаря тому, что именно в современных условиях он позволил получать высокие результаты применения. Сущность "тре­нинга" заключается в целенаправленном обучении и внедрении в практику работы персонала эффективных именно для данных мик­росоциальных и микроэкономических условий методов. Таким об­разом "тренинг-методы" представляют собой новый подход к со­вершенствованию практической деятельности персонала (в том чис­ле управленческой) и средство реализации нововведений.

"Тренинг" доверяется осуществлять высококвалифицированным специалистам — "тренерам", которые в равной мере владеют со­временными методиками подготовки персонала и новыми знания­ми в конкретной области. Подбор кандидатуры "тренера" по пре­имуществу входит в компетенцию руководителя отдела управле­ния человеческими ресурсами и является очень ответственной за­дачей. Это связано с тем, что неверный выбор кандидатуры "тре­нера" влечет за собой значительный ущерб от будущих ошибочных решений, использования устаревших подходов в условиях постоян­но ужесточающейся конкуренции и дискредитации инновационной политики фирмы среди персонала. Здесь вполне подходит аналогия относительно роли "тренера" в игровых видах спорта в успехе игрока или команды на соревнованиях высокого уровня. Поэтому, совершенно закономерно, что подбор нужного для организации "тре­нера" бывает сопряжен с многочисленными собеседованиями, слож­ным тестированием значительного числа кандидатов. В тоже время считается, что "тренинг" можно считать успешным и финансово оп­равданным уже в том случае, если хотя бы один подчиненный, кото­рый "раньше боялся говорить, приходит с хорошей идеей".

В практике подготовки сотрудника, выдвигаемого на должность высшего управленческого эшелона, используют так называемый "негласный тренинг" и "гласный тренинг". "Негласный тренинг" проводят "тренеры"— бихевиористы (специалисты в области поведения людей). Целью их работы является корректировка служеб­ного поведения и стиля руководства "игрока". При этом "тренер" не вдается в подробности причин тех или иных особенностей пове­дения "игрока". Он ограничивается четкими рекомендациями, ка­сающимися форм поведения, и обеспечением предложений по вне­дрению необходимых управленческих инноваций.

"Гласный тренинг" проводят "тренеры"-аналитики, которые в противоположность бихевиористам при индивидуальной работе с менеджером, стремятся исследовать весь комплекс причин, обус­ловивших те или иные особенности его служебного поведения и стиля руководства. Для этого они широко практикуют устные и пись­менные опросы среди подчиненных "игрока", его начальства и даже родственников. По результатам работы "тренер" моделирует но­вый образ поведения и эффективные методы управления, которым следует придерживаться в своей работе "игроку".