Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по дисциплине психологическое консультирование - Современные модели психопрофилактической работы.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по дисциплине психологическое консультирование
Критерии определения понятия отклоняющееся поведение личности
Понятие социальной нормы
Проблема классификации поведенческих отклонений
Медицинская классификация поведенческих расстройств
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности
Детерминация отклоняющегося поведения
Детерминация отклоняющегося поведения личности
Семейные факторы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Когнитивные теории
Копинг-теория
Отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация
Факторы делинквентного поведения
Социопатическая личность
Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема
Общая характеристика зависимого поведения личности
Факторы зависимого поведения личности
Феномен со-зависимости
Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
Концепции формирования суицидального поведения личности.
Суицидальная мотивация.
Методы изучения отклоняющегося поведения
Клиническое интервью
Современные модели психопрофилактической работы.
Специфика работы с девиантным поведением
Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении
Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении
Кризисная помощь при суицидальном поведении.
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности
Методы стимулирования позитивной мотивации
Методы коррекции эмоциональных состояний
Методы саморегуляции
Когнитивное переструктурирование.
Методы формирования позитивного поведения.
Все страницы
 

 


Современные модели психопрофилактической работы.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма- организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих "зон" и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

- Тренинг резистентности (устойчивости) кнегативному социальному влиянию.

- Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями.

- Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения.

Пятая форма - организация здорового образа жизни.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения.
В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы: комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности); адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); массовость (приоритет групповых форм работы); позитивность информации; минимизация негативных последствий; личная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).