Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по дисциплине психологическое консультирование - Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по дисциплине психологическое консультирование
Критерии определения понятия отклоняющееся поведение личности
Понятие социальной нормы
Проблема классификации поведенческих отклонений
Медицинская классификация поведенческих расстройств
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности
Детерминация отклоняющегося поведения
Детерминация отклоняющегося поведения личности
Семейные факторы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Когнитивные теории
Копинг-теория
Отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация
Факторы делинквентного поведения
Социопатическая личность
Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема
Общая характеристика зависимого поведения личности
Факторы зависимого поведения личности
Феномен со-зависимости
Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
Концепции формирования суицидального поведения личности.
Суицидальная мотивация.
Методы изучения отклоняющегося поведения
Клиническое интервью
Современные модели психопрофилактической работы.
Специфика работы с девиантным поведением
Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении
Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении
Кризисная помощь при суицидальном поведении.
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности
Методы стимулирования позитивной мотивации
Методы коррекции эмоциональных состояний
Методы саморегуляции
Когнитивное переструктурирование.
Методы формирования позитивного поведения.
Все страницы
 


Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может но­сить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологиче­ской помощи. В силу сложного характера поведенческих наруше­ний их предупреждение и преодоление требует хорошо организо­ванной системы социальных воздействий.
Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реаби­литация). Психодиагностика, как правило, не является самостоя­тельным направлением работы и не должна быть целью психоло­гической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важ­ный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточ­ные практические задачи.

В случае противоправного и антиобщественного поведения ос­новной стратегией социально-психологического воздействия яв­ляется организация условий общественного наказания (преимуще­ственно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). В ряде стран к лицам, совершившим правонарушения, применяется сис­тема общественного порицания и ограничения прав делинквента (без или после отбывания наказания), например ограничения в выборе профессии, в приеме на работу или в усыновлении детей.

Основными формами психолого-социальной работы в случае делинквентного поведения являются консуль­тирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), СПТ и организа­ция саногенной среды. Относительно новой формой являются спе­циализированные отделения при психиатрических больницах для делинквентных лиц с психическими расстройствами. В данных уч­реждениях особое внимание уделяется вопросам социально-пси­хологической реабилитации личности.

Психотерапия в условиях мест лишения свободы — пенитенци­арная психотерапия — важная, хотя и плохо разработанная, форма интервенции. Ее специфичность определяется как крайне стрессо­вой для личности ситуацией, влиянием асоциально настроенных лидеров, так и невозможностью обычных отношений терапевти­ческого альянса. Обычные методы неэффективны. В связи с этим используются специфические методы, адаптированные к пенитен­циарной среде.

Психотерапия в закрытых учреждениях ориен­тирована на решение ряда задач. Прежде всего необхо­димо установить потребность индивида в психотерапевтической помощи. Далее важно определить личностные особенности с помо­щью адаптированных к пенитенциарной среде методик или специ­ально разработанных шкал (обеспечивающих учет искажающих влия­ний среды). Важная задача — создание «психотерапевтических оази­сов», групп или отношений, защищенных от деструктивно действу­ющих влияний. Следующими актуальными вопросами являются сня­тие психического напряжения (прежде всего методами релаксации) и снижение чувствительности к криминальному, стрессовому воз­действию. Наконец, необходимо социальное обучение и повыше­ние способности осужденного решать проблемы в данной среде и по выходу из нее. В ряде случаев психологическая работа сочетается с духовной психотерапией. Следует подчеркнуть, что пенитенциар­ная психотерапия сталкивается с серьезными, нередко непреодо­лимыми трудностями. Поэтому деятельность священников в ряде случаев является единственной формой психолого-социального воз­действия на личность человека, отбывающего наказание.

Эффективность психологического воздействия в случае делин-квентного поведения зависит от эффективности комплекса меро­приятий: организационных (например, организация порядка и гу­манной атмосферы в учреждении), экономических, педагогиче­ских, медицинских, социальных мер (например, социальная реа­билитация после освобождения).

Трудно реализуемым, но максимально эффективным представ­ляется метод создания саногенной среды или терапевтических «оази­сов». Основной целью данного подхода является изъятие человека из привычного, провоцирующего окружения, что в свою очередь должно вызвать изменения образа жизни человека и личностные изменения. К подобным формам организации среды можно отнес­ти трудовые коммуны для подростков с отклоняющимся поведе­нием. Жизнь на таких «социальных островках» подчинена ряду пра­вил. Основные правила — самостоятельное жизнеобеспечение, взаи­мопомощь, строгое подчинение руководителю и выборным органам, строгое соблюдение дисциплины и норм внутренней жизни, следование традициям.
Следует признать, что для делинквентного поведения наиболее адекватными способами социального воздействия признаются об­щественное наказание и поведенческая терапия в различных ее модификациях.