Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по дисциплине психологическое консультирование - Когнитивное переструктурирование.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по дисциплине психологическое консультирование
Критерии определения понятия отклоняющееся поведение личности
Понятие социальной нормы
Проблема классификации поведенческих отклонений
Медицинская классификация поведенческих расстройств
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности
Детерминация отклоняющегося поведения
Детерминация отклоняющегося поведения личности
Семейные факторы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности
Когнитивные теории
Копинг-теория
Отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация
Факторы делинквентного поведения
Социопатическая личность
Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема
Общая характеристика зависимого поведения личности
Факторы зависимого поведения личности
Феномен со-зависимости
Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
Концепции формирования суицидального поведения личности.
Суицидальная мотивация.
Методы изучения отклоняющегося поведения
Клиническое интервью
Современные модели психопрофилактической работы.
Специфика работы с девиантным поведением
Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении
Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении
Кризисная помощь при суицидальном поведении.
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности
Методы стимулирования позитивной мотивации
Методы коррекции эмоциональных состояний
Методы саморегуляции
Когнитивное переструктурирование.
Методы формирования позитивного поведения.
Все страницы
 

 


 Когнитивное переструктурирование.

Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморегуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведенческой сферах.

Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента.

Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей. Например, депрессия и химическая зависимость часто сопровождаются такими негативными убеждениями, как: "Я плохая (плохой)", "Меня нельзя любить", "Я не могу заинтересовать людей", "У меня ничего не получается", "Я должна всем понравиться". При этом факты и оценки окружающих нередко противоречат суждениям клиента, но игнорируются им.

Негативные мысли и относящиеся к ним общие установки тщательно исследуются и идентифицируются: выявляются, получают название в терминах клиента, записываются. В следующей, проверочной, фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке. Важно, чтобы клиент сам исследовал свое поведение и убедился в неадекватности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются причиной многих его бед.

В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситуациях. Например, консультант просит клиента продумать и написать более адекватные утверждения напротив каждой из дисфункциональных установок. Затем эти утверждения можно повторять в нужных ситуациях как самоинструкцию.

Области применения метода когнитивного переструктурирования в настоящее время довольно широки: депрессии, страхи, суицидальные намерения, состояния зависимости, навязчивости. Более того, современные поведенческие психологи настолько часто используют когнитивные методики, что направление в целом правильнее назвать когнитивно-поведенческой психологией


 Методы гашения (ослабления) отклоняющегося поведения.

Существуют различные способы угашения нежелательных действий. Наказание - наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы: тайм-аут, использование негативных последствий реакции, предъявление аверсивного (крайне неприятного) события.

Тайм-аут - это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс. В случае же неприемлемого поведения маленького ребенка, его помещают в отдельную комнату на короткое время (от 5 до 20 мин). При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует настойчиво и систематически.

Использование издержек реакции (или методика негативных последствий) подразумевает прежде всего лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть: любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех.

Другим вариантом издержек реакции являются негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности. Самые распространенные и действенные формы негативных реакций - осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физическое наказание, угрозы. Например, по отношению к клиентам, нарушающим терапевтический контракт, консультант может применить штрафные санкции (в денежном эквиваленте) или выразить свое неудовольствие. Иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуждают клиентов использовать неприятные последствия или самонаказание. Например, человек, желающий снизить вес, может отдавать определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающих ежедневную норму, или же может использовать специальный одеколон с особо ядовитым запахом после каждого внепланового приема пищи. Кроме того, неприятные последствия можно просто вообразить. Например, кто-то, кто решил бросить курить, представляет, что его ругают или у него появляются боли после каждой выкуренной сигареты.

Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение.

Как, например, удар током при мысли о еде или провокация рвотного рефлекса при употреблении алкоголя.

При использовании приведенных методик следует иметь в виду, что наказание эффективно, если оно: понятно личности, основано на правилах, используется последовательно и непременно сочетается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций. В целом наказание действительно приводит к снижению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.