Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по монографии Гибсона - Зрительные кинестезии

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по монографии Гибсона
Строение окружающего мира
Экологические законы для поверхностей
Описание компоновки поверхностей
Возможности как важнейшая характеристика окружающего мира
Различие между излучением и освещением
Структура объемлющего света. Объемлющий оптический строй
Различие между стимуляцией и стимульной информацией
Перспективная и инвариантная структура объемлющего оптического строя
События. Классификация событий.
Информация для восприятия событий
Информация для восприятия Я.
Зрительные кинестезии
Информация для восприятия возможностей
Экологический подход к проблеме восприятия пространства
Экологический подход к проблеме константности восприятия и его экспериментальное обоснование
Эксперименты с восприятием наклона
Экологический подход к проблеме восприятия движения и его экспериментальное обоснование
Экологический подход к восприятию картин
Экологический подход к восприятию кино
Все страницы

 

 

 

 

Зрительные кинестезии. Информация для восприятия собственных движений. Примеры.

 

Кроме носа существуют проекции и других выступающих частей тела наблюдателя (субъективные объекты). Эти проекции образуют основу зрительного управления. Например, когда мы берем объект в руки и используем его в качестве орудия, он становится чем-то вроде продолжения руки, почти частью тела.

Оптическое уменьшение выпрямляющегося силуэта руки задает ее вытягивание, попытку что-нибудь достать, тогда как оптическое увеличение задает сгибание руки, подтягивание чего-нибудь к себе. Эгорецепция очень полезна. Рука, в которой находится орудие, само это орудие, обрабатываемая им поверхность — все это задается в виде изменяющейся компоновки ближайшего окружения, информация о котором содержится в меняющейся структуре оптического строя, доступного обоим глазам.

 

Как задается локомоция.

Гибсон вводит понятие динамической перспективы. Основной закон для текучей перспективы состоит в том, что для одной половины строя она центробежна, а для другой — центростремительна, однако эти две полусферы не являются инвариантными. За меняющейся перспективной структурой скрывается глубинная инвариантная структура строя, задающая постоянный мир. Паттерн центробежного и центростремительного потока накладывается, так сказать, на неизменные детали строя. Одна из этих неменяющихся деталей — контраст.

Мы управляем локомоцией и направляем ее. Мы устанавливаем местонахождение тех инвариантных деталей строя, которые задают цель движения, ее конечный пункт, каким бы он ни был, а затем направляем на них фокус оптического центробежного потока и удерживаем его в этом положении. Короче говоря, мы увеличиваем форму, задающую цель.

Оптическое течение объемлющего строя никогда не воспринимается как движение; оно просто переживается как   кинестезия,   то   есть   эголокомоция. Этот вид изменений не является ни течением, ни преобразованием, потому что некоторые элементы предшествующего строя не отображаются в элементы последующего строя.

 

Как такой оптический поток связан с классической кинестезией, которая, как полагают, является чувством движения? Действительно, человек, который идет, бежит или едет на велосипеде, получает от мышц и суставов ощущения, задающие движение. Я предлагаю лишь признать, что наряду с мышечно-суставной кинестезией существует зрительная кинестезия. В транспорте мышечно-суставная кинестезия не функционирует. Единственно надежную информацию о смещении дает зрительная кинестезия.

 

Выводы

Информация о себе самом сопутствует информации об окружающем мире, и эти два вида информации неотделимы друг от друга. Эгорецепция неразрывно связана с экстероцепцией, как связаны две стороны одной медали. У восприятия есть два полюса, субъективный и объективный, и имеется информация, задающая как тот, так и другой. Воспринимая окружающий мир, мы воспринимаем самих себя.

Края поля зрения заслоняют внешнее окружение; когда голова поворачивается и заслонение изменяется, то, что было скрыто, открывается, а то, что было открыто, скрывается. Аналогичные явления происходят при локомоциях, сопровождающихся поворотами головы.

Было выделено три типа движений — повороты головы относительно тела, движение конечностей относительно тела и передвижение относительно окружения, то есть локомоция. Для каждого из них существует свой тип оптической информации, задающей его: в случае поворачивания головы — скольжение поля зрения по объемлющему строю, в случае движения конечностей (особенно при манипуляциях) — вхождение в поле зрения специфических  очертаний  и  в  случае локомоции — течение объемлющего строя. Я предлагаю во всех этих случаях извлечение такой информации называть зрительной кинестезией.

Локомоция направляется зрительным восприятием. Однако не только локомоция зависит от восприятия, но и восприятие зависит от локомоции. Таким образом, для того, чтобы двигаться, мы должны уметь воспринимать, и, наоборот, чтобы, воспринимать, мы должны двигаться.

Эволюция локомоции и манипуляций.

Детеныши приматов учаться видеть объекты в взаимосвязи со своими руками. Манипуляция ограничивает восприятие, а восприятие манипуляцию.

Управление локомоцией и манипуляцией

Локомоция и манипуляция не запускаются ни внешними стимулами, ни внутренними командами, то есть командами в мозгу. Многие по-прежнему считают, что мозг является вместилищем разума. Если старое учение облечь в новую форму, тогда мозг животных и человека — это компьютер с заложенной в него программой, которая планирует произвольное действие, а затем отдает команды мышцам.

Никто не отдает никаких команд для осуществления локомоции и манипуляции, их не запускают, ими управляют. И управляет ими не мозг, а информация, то есть видение себя в мире.

Если лишить детенышей приматов возможности видеть свои руки, то оказавшись в нормальных условиях, они вели себя вначале так, будто не могут ни достать, ни ухватить объект, а должны искать его ощупью.

Информация для зрительного управления есть в среде. Различие между активным и пассивным движением особенно важно в случае с локомоцией. Мы можем видеть локомоцию, не вызывая ее и не управляя ею. Мышечное движение обязательно должно управляться зрением.

 

Чем   задается   локомоция и покой?

1.  Поток объемлющего строя задает локомоцию, а отсутствие потока покой. Поток как таковой задает локомоцию, а инварианты задают компоновку поверхностей, в рамках которой она происходит.

2.  Центробежный поток задает приближение, а центростремительный поток задает удаление.

Во время локомоции наблюдатель всегда от чего-то удаляется и к чему-то приближается.

3. Фокус, или центр, центробежного потока задает направление локомоции в окружающем мире. Зрительный телесный угол в фокусе центробежного потока задает в окружающем мире поверхность, или объект, или отверстие, по направлению к которым движется животное.

4.  Смещение фокуса центробежного потока с одного зрительного телесного угла на другой задает изменение направления локомоции, то есть поворот, а удержание этого фокуса в пределах одного и того же телесного угла задает неизменность направления. Поток объемлющего строя может переноситься с одной инвариантной структуры строя на другую, в результате чего всегда можно видеть, куда направляешься.

5.  Поток текстурированного объемлющего строя, заслоняемый характерными очертаниями, внедряющимися в поле зрения, задает локомоцию для тех животных, у которых есть ноги.

Что задает преграду и проход?

Преграда представляет собой прикрепленный или изолированный жесткий объект, поверхность с заслоняющими краями. Проход — это отверстие, дыра или брешь в поверхности, у которой также есть заслоняющие края. Преграда таит возможность столкновения. Проход открывает возможность передвижения. Эти случаи различаются тем, что край преграды находится внутри контура, а край прохода — вне контура.

6. Потеря (или приобретение) структуры вне замкнутого контура во время приближения (или удаления) задает преграду. Приобретение (или потеря) структуры внутри замкнутого контура во время приближения (или удаления) задает проход.

Но по мере вашего приближения к препятствию оно скрывает от вас все большую часть перспективного вида позади него, а когда вы подходите к проходу, перспективный вид с каждым шагом открывается вам все больше.

7.  Приобретение структуры над горизонтом в объемлющем строе при приближении задает край обрыва опорной поверхности. Край обрыва представляет собой ступеньку или грань выступа. Край обрыва — это глубина, уходящая вниз у заслоняющего края.

8.  Разрастание структуры по одну сторону от вертикального контура в объемлющем строе по мере приближения задает. заслоняющий край преграды, и именно эта сторона дает возможность прохода.

Приближение к телесной поверхности задается центробежным потоком текстуры оптического строя. Приближение к объекту задается в строе увеличением замкнутого контура, соответствующего краям объекта. Приближение с постоянной скоростью сопровождается ускорением увеличения. В той точке, где глаз может теоретически коснуться объекта, последний будет занимать зрительный угол в 180°. В самый последний момент перед соприкосновением увеличение будет происходить со скоростью взрыва. Такое ускоряющее расширение... задает неизбежное столкновение

9.  Увеличение встроенной структуры, в результате которого в центре постепенно возникают все более тонкие детали, задает приближение наблюдателя к поверхности в окружающем мире. Внутри граней вещественных поверхностей, с которыми может столкнуться наблюдатель, есть более мелкие грани, фасетки.

Для каждой поверхности в зависимости от того, какие возможности она открывает, существует оптимальная для соприкосновения с ней степень увеличения.

10.  Информация о возможностях, которые сулит индивидууму столкновение с объектом, заложена в оптическом строе, исходящем от этого объекта, в виде инвариантов и сочетаний инвариантов. Орудия, пища, партнеры и дружелюбные животные отличаются от ядовитых веществ, огня, оружия и враждебно настроенных животных

по своей форме, цвету, текстуре и деформациям.

 

Правила зрительного управления локомоцией.

Это не команды мозга; эти правила складываются в процессе функционирования системы «животное — окружение». И относится к ним следует как к правилам, в словах не выражающимся.

Вертикальная стойка. Стоять – соприкосновение стоп с опорной поверхностью, означает также удержание овальной границы поля зрения в нормальном положении относительно неявного горизонта в объемлющем строе.

Старт, остановка, возврат. Чтобы стартовать, сделайте так, чтобы строй начал течь. Чтобы остановиться, прекратите течение. Чтобы вернуться, сделайте так, чтобы течение обратилось вспять. Вызывать центробежный поток — значит приближаться, а вызывать центростремительный поток — значит удаляться.

Наведение. Чтобы повернуться, сместите фокус центробежного потока с одного фрагмента оптического строя на другой. Для наведения удерживайте фокус центробежного потока не в том фрагменте строя, который задает преграду, препятствие или обрыв, а внутри того фрагмента, который задает проход.

Приближение. Приблизиться означает увеличить какой-то фрагмент оптического строя.

Для того чтобы что-либо внимательно рассмотреть, увеличивайте этот фрагмент оптического строя до такой степени, чтобы взору стали доступны все детали. Для того чтобы поцеловать кого-нибудь, увеличивайте очертания лица, если выражение этого лица приятно и благожелательно, до тех пор, пока оно не заполнит все поле зрения. Для того чтобы реализовать те положительные возможности, которые таит в себе тот или иной объект, увеличивайте его оптическую структуру до тех пор, пока не войдете с ним в соприкосновение.

Вход в убежище. Для того чтобы войти в убежище, увеличивайте угол, который занимает проход в убежище, до тех пор, пока он не станет равным 180° и пока не откроется находящийся за ним перспективный вид. Необходимо убедиться также в том, что структура разрастается внутри контура и не теряется вне его; в противном случае вы натолкнетесь на препятствие.

Дабы избежать опасной встречи, не допускайте увеличения оптической структуры поверхности до такой степени, чтобы эта встреча стала свершившимся фактом (пример хищник и жертва)

 

Правила зрительного управления манипуляцией

Ребенок учится зрительно соотносить размеры объекта с хватательным движением пальцев задолго до того, как у него появляются знания о шкале размеров.

Существуют правила для метания, прицеливания, использования орудий. При этом нам не следует думать, что руки запускаются с помощью каких-то команд или ими управляют каким-то иным способом.

Манипуляция и восприятие внутренних поверхностей

существует три вида таких манипуляций: открывание, раскрывание и разъединение.

 



 

Французский луковый суп пошаговый рецепт