Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по монографии Гибсона - Информация для восприятия возможностей

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по монографии Гибсона
Строение окружающего мира
Экологические законы для поверхностей
Описание компоновки поверхностей
Возможности как важнейшая характеристика окружающего мира
Различие между излучением и освещением
Структура объемлющего света. Объемлющий оптический строй
Различие между стимуляцией и стимульной информацией
Перспективная и инвариантная структура объемлющего оптического строя
События. Классификация событий.
Информация для восприятия событий
Информация для восприятия Я.
Зрительные кинестезии
Информация для восприятия возможностей
Экологический подход к проблеме восприятия пространства
Экологический подход к проблеме константности восприятия и его экспериментальное обоснование
Эксперименты с восприятием наклона
Экологический подход к проблеме восприятия движения и его экспериментальное обоснование
Экологический подход к восприятию картин
Экологический подход к восприятию кино
Все страницы

 

 

 


 Информация для восприятия возможностей.

clip_image004


Если наблюдатель сокращает расстояние до объекта на одну треть, то зрительный телесный угол объекта увеличивается в три раза.

Теория возможностей уделяет большое внимание понятиям значение и смысл. Восприятие возможностей не является процессом восприятия лишенных значения физических объектов, к которым как-то добавляется смысл; это процесс восприятия экологических объектов, насыщенных значениями. Так существуют ли возможности и реальны ли они, а то, есть ли в объемлющем свете информация для их восприятия?

И все же неповторимое сочетание инвариантов, то есть составной инвариант,— это тоже инвариант, только особого рода. Он является элементарной единицей, и его компоненты не должны объединяться или ассоциироваться. Ассоциироваться должны были бы ощущения, если бы восприятие было сочетанием ощущений. Утверждение о том, что если некоторое число стимулов всегда встречается вместе, то они образуют единый «стимул», правомерно даже с точки зрения классической терминологии. Если зрительная система способна извлекать инварианты из меняющегося оптического строя, то непонятно, почему бы ей не извлекать и те инварианты, которые нам кажутся более сложными.

Неприятие положения о том, что оптические инварианты высшего порядка задают возможности высшего порядка, связано с тем, что экспериментаторы, привыкшие иметь дело со стимульными переменными низшего порядка, не представляют, как измерить такие инварианты.

 

Инварианты в экспериментах.

Во-первых, не следует надеяться, что инварианты можно предъявлять наблюдателю; поскольку они не являются стимулами, то можно только обеспечить их наличие. Во-вторых, инварианты не нужно представлять количественно, то есть с помощью чисел; достаточно точным будет такое их математическое описание, которое позволит другому экспериментатору сделать эти инварианты доступными для своих испытуемых. Сила психологического эксперимента — в его систематичности, а не в том, что он связывает психическое и физическое посредством математической формулы.

В процессе наущения ребенок  должен научиться воспринимать не только те возможности, которые вещи предоставляют ему самому, но и те возможности, которые они открывают для других наблюдателей. Существуют инварианты, позволяющие ребенку воспринимать одни и те же трехмерные очертания с различных точек наблюдения, позволяют и другим детям воспринимать одни и те же трехмерные   очертания   с  различных   точек   наблюдения.   Эти инварианты, несмотря на различную перспективу, позволяют разным детям воспринимать общие возможности одних и тех же телесных очертаний.

 

Ложная информация о возможностях.

Согласно развиваемой теории, результатом извлечения информации является восприятие; если же извлекается ложная информация, результатом будет ложное восприятие.

Пример ложного восприятие показан в эксперименте с зрительным обрывом. Хотя обрыв не является объективно опасным, в объемлющем свете по-прежнему будет присутствовать оптическая информация, задающая «отвесную глубину у края». Гаптическая информация, адекватно задающая опорную поверхность, имелась, но она противоречила оптической информации. При этом не только ребенок, но и взрослый может ошибочно воспринять возможности, которые таит в себе стеклянный лист, принять, например, закрытую стеклянную дверь за открытый дверной проем и попытаться пройти сквозь нее.

Эти два случая весьма поучительны. В первом из них опорная поверхность была ошибочно принята за воздух, потому что оптический строй задавал воздух. Во втором случае по этой же причине за воздух была ошибочно принята преграда. Воздух под ногами сулит падение и является опасным. Воздух впереди сулит проход и является безопасным. Ошибочное восприятие ведет к неадекватным действиям.

Вещи могут выглядеть не такими, каковы они есть.

Важное замечание, что инвариантная структура, которая соизмерима с телом самого наблюдателя, извлекается легче, чем переменная несоизмеримая с его телом.

 

Выводы

Среда, вещества, поверхности, объекты, места и другие животные открывают для данного животного определенные возможности. Они несут пользу или вред, жизнь или смерть. В этом причина того, почему возможности должны восприниматься.

Возможности окружающего мира и образ жизни животного неразрывно связаны друг с другом. Окружающий мир накладывает ограничения на то, что животное может делать,— этот факт отражает экологическое понятие ниши.

В стимуляции есть информация о физических свойствах вещей; имеется, по-видимому, информация и о свойствах окружения. Учение, согласно которому мы должны различать параметры вещей до того, как нам станут известны их значения, вызывает серьезные возражения. Возможности — это свойства, соотнесенные с наблюдателем. Они не являются ни физическими, ни феноменальными.

Центральная гипотеза экологической оптики состоит в том, что возможности задаются информацией, имеющейся в объемлющем свете. Учение об инвариантах, которые связаны на одном полюсе с мотивами и потребностями наблюдателя, а на другом полюсе — с веществами и поверхностями внешнего мира, является новым подходом в психологии.

Теория возможностей подразумевает, что видеть вещи означает видеть, как между ними можно пройти, что с ними можно делать, а чего делать нельзя. Если так, то зрительное восприятие обслуживает поведение, а поведение управляется восприятием. Разумеется, если наблюдатель стоит, смотрит и никуда не движется, то он себя никак не ведет. Но не увидеть возможностей для поведения, предоставляемых тем, на что он смотрит, он не сможет даже в этом случае.

МАНИПУЛЯЦИЯ и ЛОКОМОЦИЯ зависят в первую очередь от возможностей.



 

обучение в китае бишкек