Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену по психофизиологии

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к экзамену по психофизиологии
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРИНЦИПЫ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ
РОЛЬ МОДУЛЯТОРНЫХ НЕЙРОНОВ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА
МОДЕЛЬ АНАЛИЗАТОРА
ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ БИНАУРАЛЬНОГО И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ЗВУКА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЧЕТАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ, ГОЛОВЫ И РУК
ИМПРИНТИНГ И ЕГО НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
АССОЦИАТИВНОЕ И НЕАССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПАМЯТЬ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БОДРСТВОВАНИЯ
ВИДЫ СНА, ЭЕЛЕКТРОЭНЦЕФАОГРАФИЯ СНА
СТРЕСС И ЕГО ВИДЫ
НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА
НЕЙРОАНАТОМИЯ ЭМОЦИЙ
МЕХАНИЗМ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
НЕЙРОННЫЕ РЕЧЕВЫЕ КОДЫ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЭГ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ГИПНОЗА И МЕДИТАЦИИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Все страницы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК НАУКИ


Психофизиология (от греч. psyche — «душа», physis — «природа» и logos — «учение») — наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов и состояний. Психофизиология является междисциплинарной научной дисциплиной, возникшей на стыке психологии и физиологии и изучающей роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности, т. е. исследует психические процессы и состояния в единстве с их нейрофизиологическим субстратом.

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в системе нервной. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны - от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

Главная задача психофизиологии - причинное объяснение явлений психических путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами - регистрацией сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного - в исследованиях широко распространились электрофизиологические методы - энцефалография и прочие, а также математические способы обработки экспериментальных данных.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

1) психофизиология сенсорная - психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;

2) психофизиология организации движений;

3) психофизиология активности;

4) психофизиология действий произвольных;

5) психофизиология внимания, памяти и обучения;

6) психофизиология речи и мышления;

7) психофизиология мотивации и эмоций;

8) психофизиология сна, психофизиология стресса;

9) психофизиология состояний функциональных, и пр.

Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.

Огромный вклад в развитие психофизиологии внесли следующие ученые: Мюлер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц, Сеченов, Павлов.

Психофизиология включает несколько областей исследования.

Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов.

Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным стало установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора.

Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возниконовения эмоциональных состояний. Открыты нервные "центры" удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различными биологически активными веществами.

Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций). Психофизиология внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса и второй сигнальной системы.

Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

Дифференциальная психофизиология изучает зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от индивидуальных различий в деятельности мозга. В развитии дифференциальной психофизиологии В.М.Русалов выделяет 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927 г.), тепловско-небылицинский (с 1956 г.) и современный (с 1972 г.). Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в психофизиологии.