Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену по психофизиологии - ИМПРИНТИНГ И ЕГО НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к экзамену по психофизиологии
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРИНЦИПЫ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ
РОЛЬ МОДУЛЯТОРНЫХ НЕЙРОНОВ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА
МОДЕЛЬ АНАЛИЗАТОРА
ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ БИНАУРАЛЬНОГО И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ЗВУКА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЧЕТАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ, ГОЛОВЫ И РУК
ИМПРИНТИНГ И ЕГО НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
АССОЦИАТИВНОЕ И НЕАССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПАМЯТЬ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БОДРСТВОВАНИЯ
ВИДЫ СНА, ЭЕЛЕКТРОЭНЦЕФАОГРАФИЯ СНА
СТРЕСС И ЕГО ВИДЫ
НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА
НЕЙРОАНАТОМИЯ ЭМОЦИЙ
МЕХАНИЗМ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
НЕЙРОННЫЕ РЕЧЕВЫЕ КОДЫ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЭГ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ГИПНОЗА И МЕДИТАЦИИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Все страницы



ИМПРИНТИНГ И ЕГО НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

 


Импринт (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) — это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений (Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП», часть 3).

Импринт — это не просто какое-то травмирующее событие в вашей биографии. Это убеждение или формирующий личность опыт. Он не обязательно должен быть травматическим. Это то, что отражается в вашей личности (Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП», часть 2). Термин «imprint» был впервые описан в 1935 году Конрадом Лоренцом, лауреатом Нобелевской премии, австрийским этнографом и антропологом. Он установил, что, едва вылупившись из яйца, утята были заняты поиском «образа матери». Для определения своей матери они высматривали всего лишь одну конкретную субмодальность. Единственное, что должна была делать их мать, — это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, они начинали повсюду следовать за ним. Например, когда Лоренц прогуливался, они за ним начинали бегать. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть, и в данном случае повсюду следовали за этим пожилым австрийцем.

Для одного из утят таким импринтом был воздушный шарик, и когда шарик перемещали с места на место, то утенок повсюду следовал за ним. Когда этот утенок вырос, он не обращал абсолютно никакого внимания на своих соплеменниц, и все его ухаживания и стремление образовать пару были направлены на любой круглый предмет. Это говорит о том, что когда утенок вырос, то импринт матери перешел также и на подругу.

Он указывал, что дробление поведения на врожденное (собственно инстинктивное) и приобретенное (сформированное за счет индивидуального опыта, обучения) в большинстве случаев бывает условным.

Согласно Лоренцу, даже у животных целостный поведенческий акт состоял из комбинации врожденных механизмов реагирования — механизмов, в создании которых требуется специфический тип обучения — запечатление (импринтинг), приобретенных индивидуально и спонтанных. Под спонтанностью принято понимать такие изменения на выходе системы, для которых неизвестны соответствующие изменения на входе.

Лоренц указывал, что по своим свойствам запечатление существенно отличается от обычного ассоциативного обучения прежде всего тем, что оно происходит в определенные, достаточно узко ограниченные периоды онтогенеза. Второе его отличие состоит в том, что эффект запечатления практически необратим и в обычных условиях не угашается. Таким образом, информация, запечатленная в импринте, может быть как полезной для адаптации в конкретном социуме, так и нет. Анализируя явление запечатления и его роль в формировании поведения, Лоренц обращал внимание на его сходство с процессом дифференцировки органов в эмбриогенезе. В обоих случаях наличие чувствительного периода — необходимое условие для осуществления определенной реакции формообразования. Наиболее подробно эта проблема изложена в монографии Лоренца "Эволюция и модификации поведения".

Сегодня в этологии и биологии Импринтирование как механизм, реализующий генетические предпосылки в сочетании со стимулами внешней среды, склонны рассматривать как переходную эволюционную форму от полного генетического обуславливания непосредственно к обучению.

Белковый синтез и изменение синаптической структуры.

В ряде экспериментов было установлено, что импритинг тесно связан с увеличением белкового синтеза. В опытах с цыплятами Стивен Роуз и его коллеги устранили все возможные посторонние влияния. Синтез белка в мозгу цыпленка увеличивается в первые два часа после воздействия стимула. Исследователи перерезали у цыпленка нервные пути, которые служили для передачи зрительной информации из одного полушария в другое и закрывали один глаз цыпленка. В итоге в той половине мозга, которая была связана с открытым глазом, белковый синтез был выше, чем половине мозга, связанного с закрытым глазом. Возможно, что в процессе запоминания синтезируемые белки транспортируются к синапсу и изменяют его структуру.

Пространственная структура связей между нейронами.

Еще немецкий биолог Ричард Симон предполагал, что под воздействием стойкого запечатливания в мозговой ткани так называемых энграм может происходить модификация мозговой ткани. Он предполагал, что энграмма является биохимическим проявлением памяти и проявляется постоянным изменением нервной ткани, возникающим в процессе научения.

В настоящее время идеи изменения мозговой ткани под воздействием запечатленного опыта нашли некоторое подтверждение. Оказалось, что под влиянием индивидуального опыта происходят изменения в соединительных аппаратах мозговой ткани. Несмотря на то, что зрелые нейроны не делятся, было экспериментально доказано, что можно вызвать направленный рост новых нервных волокон, которые меняют пространственную структуру связей между нервными клетками. В отличие от процесса импринтинга, для появления энграмм необходимо достаточно длительное повторение сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти. «Следовательно, — пишет Прибрам, — долговременная память является скорее функцией соединительных структур, чем функцией процессов в самой нервной клетке, генерирующей нервные импульсы». Предположительно в периоды импринтной уязвимости импринтирование приводит к устойчивому переструктурированию нейронных связей и изменению пространственного соотношения между ними.

В 1929 г. в своей книге «Механизмы мозга и разума» Карл Лешли, учитель Прибрама, занимавшийся исследованием энграммы, высказал идею, что «хранилищем» долговременной памяти в морфо-функциональном отношении является вся кора головного мозга. Прибрам, пытаясь разрешить ряд вопросов, возникших в ходе экспериментов, как раз и пришел к выводу, что мозг работает на голографическом принципе.

Конрад Лоренц, автор теории импринта, пришел к заключению, что условием образования стойкой биохимической связи в нашем мозге, то есть программы, является импринтная уязвимость — полная синхронизация деятельности правого и левого полушарий мозга — состояние, в котором мозг работает в режиме Альфа-ритмов. Для человеческого мышления характерны возрастные изменения — так мозг новорожденного ребенка генерирует преимущественно частоты дельта (0 – 4 Гц) и тета (5 – 7 Гц) — грудной ребенок в основном спит. Мозг ребенка до возраста полового созревания работает главным образом в режиме альфа (расслабленное состояние; 8 – 13 Гц) — это период интенсивного накопления информации. Другое дело, что воспринимается вся информация, независимо от качества. В состоянии бодрствования взрослого человека в мозге преобладают быстрые ритмы — бета (напряженное мышление; 13 – 25 Гц) и меньше альфа-волны, связанные с деятельностью коры больших полушарий. Бета-ритмы — способствуют поддержанию созданных ранее процессов и структур психики. Таким образом, создавая условия, при которых мозг будет работать на Дельта и Тета частотах мы можем как менять программы (предопределенные импринтами), так и создавать новые.

Интересно, но состояние глубокого мистического опыта дает примерно такие же показатели ритмов электромагнитной активности мозга (тета- (5 – 7 Гц) и дельта- (0 – 4 Гц) ритмы, с короткими альфа-ритмами). Это, например, подтверждают опыты В. Б. Слёзина, проведенные с православными священниками, у которых снимались показания ЭЭГ во время глубокой молитвы. Слезин отмечает «лечебный и гармонизирующий эффект молитвы», вызывающей низкочастотную активность мозга и активацию особых участков коры головного мозга.

Известно, что при случайной или специально вызванной гипнотической регрессии, при приеме таких психоделических средств, как LSD, при снижении частоты работы головного мозга до дельта и тета, могут наступать периоды импринтной уязвимости. Импринтная уязвимость может возникать и при наступлении очень интенсивных, «стрессовых» для субъекта событиях, которые могут стать достаточно значимыми для формирования импринта во взрослом состоянии.

Не будем также забывать об исследованиях Станислава Грофа, в ходе которых было выяснено, что человек может актуализировать переживания, выходящие за границы его «биографического» опыта. Если допустить, что мозг играет роль своеобразного посредника между физической реальностью и «разумом», в котором как раз и содержится память, тогда многое может проясниться. Импринты — это то, что определяет количество и качество селекции информации, поступающей (проецирующейся) в нервную систему, в идеале обеспечивая адаптивность человека к среде при условии ее малой изменчивости.



 

Услуги профессионалов. Объявления: аудиторские услуги екатеринбург.;Кухня купить kuhnitolyatti.ru