Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену по психофизиологии - КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к экзамену по психофизиологии
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРИНЦИПЫ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ
РОЛЬ МОДУЛЯТОРНЫХ НЕЙРОНОВ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА
МОДЕЛЬ АНАЛИЗАТОРА
ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ БИНАУРАЛЬНОГО И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ЗВУКА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЧЕТАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ, ГОЛОВЫ И РУК
ИМПРИНТИНГ И ЕГО НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
АССОЦИАТИВНОЕ И НЕАССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПАМЯТЬ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БОДРСТВОВАНИЯ
ВИДЫ СНА, ЭЕЛЕКТРОЭНЦЕФАОГРАФИЯ СНА
СТРЕСС И ЕГО ВИДЫ
НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРЕССА
НЕЙРОАНАТОМИЯ ЭМОЦИЙ
МЕХАНИЗМ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
НЕЙРОННЫЕ РЕЧЕВЫЕ КОДЫ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЭГ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ГИПНОЗА И МЕДИТАЦИИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Все страницы



КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА

 


Понятие, расширяющее и углубляющее представление И. П. Павлова о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга.

Явление синестезии впервые было описано Гальтоном в 1880 году. Некоторые испытуемые Гальтона «видели звук», то есть испытывали зрительные ощущения в то время, как им предъявлялась аудиальная стимуляция. Подобная способность была сочтена Гальтоном наследственной и встречающейся в популяции довольно редко. Как выяснилось позже, синестетов среди обычных людей – гораздо больше, чем мы думали раньше. Настолько больше, что синестезию можно определить как ряд условий, в которых человек ощущает стимулы одной модальности, в то время как стимулируется другая модальность. Иными словами, при определённых условиях любой из нас может проявлять способности, похожие на синестезию.

Сегодня ясно, что синестезия – это сенсорный феномен. Он не связан непосредственно с памятью (детскими воспоминаниями) или развитой метафоричностью речи. На самом деле частота кроссмодальных метафор, используемых человеком в обыденной речи, может быть показателем его «синестетичности», тем не менее существуют синестетические метафоры, задающиеся самим языком, а не индивидуальными особенностями говорящего. Наличие заложенных в языке синестетических метафор, а также некое фонетическое (а значит и моторное родство между простейшими понятиями в разных языках) наводит на мысль о том, что зык синестетичен по своей природе.

Профессор Рамачандран предложил свою модель внутримозговой организации графемо-цветовой синестезии, когда определенного рода буквы (одинакового цвета на физическом уровне) воспринимаются испытуемым разноцветными. Синестетическое восприятие подобного рода предполагает возникающие связи в определенных областях мозга. (1) Совпадение между образом объекта (его формой) и звуковыми контурами может объясняться активацией связи между зрительными зонами и слуховой корой. Связь эта вряд ли может быть прямой и, скорее всего, осуществляется при участии боковой борозды. (2) Совпадение звука и его моторного контура, по-видимому, осуществляется с помощью области Брока (возможно, с участием зеркальных нейронов). (3) Синкинезии (совпадение контуров движений различных частей тела, например, рук и языка) осуществляются за счет связи между сенсорным и моторным «человечками Пенфильда» и внутри каждого из них. Все виды этих связей, по мнению Рамачандрана могут лежать в основе зарождения языка. По его мнению, движения рук при описании или указании на предмет каким-то образом были связаны с движениями речевого аппарата. Каждое движение ротового аппарата приводит к появлению определенного рода звуков, которые сочетаются с наличием предмета в окружающем пространстве. Кроме того, движения при взаимодействии с объектом определенным образом повторяют контуры предмета. Таким образом, образованию трех видов синестетических связей мы обязаны возникновению языка. Эта модель была названа синестетической теорией возникновения речи.

В то же время в отечественной психофизиологии уже давно существует теория, объясняющая восприятие и поведение на основе «концептуальной рефлекторной дуги», которая в центральной своей части напоминает модель, предлагаемую Рамачандраном. Исследования в школе Е.Н. Соколова показывают подобие субъективных пространств на разных уровнях: уровне восприятия, семантическом уровне и моторном уровне. Исследования каждого уровня концептуальной рефлекторной дуги (не считая семантического) повторялись не только на человеке, целом мозге и феноменальном уровне, но так же на уровне регистрации клеточной активности у млекопитающих и птиц. Построенная векторная модель для цветового восприятия и категорий, описывающих цвет, помогает объяснить возможные способы изменения размерности (например, как движения рук с огромным количеством степеней свободы, могла преобразовываться для сочетания с движениями артикуляционного аппарата, способного к воспроизведению ограниченного количества звуков), а также предлагает универсальных способ кодирования, который может объяснять, как же различные модальности связываются между собою. Таким образом, теория Е.Н. Соколова не просто созвучна теории Рамачандрана, но и существенно расширяет её.

Можно предположить, что древние люди были более синестетичны, чем мы. Это было выгодно эволюционно: восприятие сразу во многих модальностей, позволяет осуществлять наиболее быстрые экстраполяции. И эта же способность древних людей легла в основу новой функции – речевой. Новая функция была встроена в остальные перцептивные процессы, как опосредующая связи между модальностями. Физиологическим субстратом данной связи стала инферотемпоральная кора (в том числе угловая извилина), получающая информацию от всех модальностей, а так же от «семантических нейронов». Встройка семантического уровня приводит к тому, что в перцепции человека увеличивается роль памяти. Возможно, именно этот факт привёл к возникновению заблуждения, что синестезия – это всего лишь активизация следов памяти.