Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



Механизм формирования вторичных нарушений (Т.Матросова)


В 1927 году Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Позже этот термин приобрел более широкое значение:

Дизонтогенез – это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный период, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

В отечественной психологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития».

Любое более ли менее длительное воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.

Параметры вредоносного воздействия:

· Этиология;

· Локализация;

· Степень распространенности;

· Степень выраженности поражения;

· Длительность воздействия;

· Специфика социальных условий.

Биологические факторы вредоносного воздействия:

· Пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные абберации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.)

· Внутриутробные нарушения (токсикоз беременности, токсоплазмоз, люэс, краснуха и другие инфекции, интоксикации)

· Патология самого плода (например опухоли)

· Патология родов

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обуславливают высокую восприимчивость ЦНС ребенка к различным вредностям.

С одной стороны, незрелость мозговых структур, с другой – большая у детей, чему взрослых, тенденция к росту и обусловленная способность к компенсации дефекта.

Психологические параметры дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому):

Подход Л.С. Выготского: в изучении нормального и анормального онтогенеза необходимо выделять 2 линии развития: биологическую и социально-психологическую. Болезнь, вызывая прежде всего нарушения биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психологического развития.

Принцип клинической диагностики: от симптомов к синдрому и далее к типу дизонтогенеза.

1. Функциональная локализация нарушения:

· Частный дефект:

Дефицитарность отдельных функций гнозиса, праксиса, речи.

· Общий дефект:

Нарушение регуляторных систем.

Подкорковый уровень: нарушение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства.

Корковый уровень: дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более вложных, специфически человеческих эмоциональных образований.

- Общие и частные нарушения выстраивается в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем («сверханализаторной системы» по В.Д. Небылицину) влияет на все ступени психического развития. Нарушение частных функций обычно более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

2. Время поражения :

· Тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Объем пораженных тканей и органов тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор (наиболее ранимый период ранней клеточной дифференциации). Чем позднее возникло нарушение, тем более характерны явления с распадом структуры психической функции.

Одни и те же пороки развития могут возникать в результате разных причин, и одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития.

· Временной фактор также определяется и длительностью периода развития функции в онтогенезе.

Повреждению чаще подвергаются функции с относительно коротким периодом развития. Повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

· Каждая функция имеет определенный сензитивный период развития, характеризующийся не только наибольшей интенсивностью развития функции, но и уязвимостью.

Общие сензитивные периоды для психического развития ребенка: 0-3 года, 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психических нарушений.

  • Явления регресса .

3. Первичные и вторичные дефекты :

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготского, при изучении аномального развития ребенка выделяется две группы симптомов:

  • Первичные нарушения: нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (пример: нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств).

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание. Когда же основной субстрат болезни неизвестен, как при шизофрении, то выделяется не первичный, а основной дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при данном заболевании.

  • Вторичные нарушения: нарушения, возникающие опосредованно в процессе социального развития.

Структура вторичного симптома включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.

Механизм возникновения вторичных нарушений:

o Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной - так называемое специфическое недоразвитие (пример: недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха).

o Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, который в момент вредоносного воздействия находятся в сензитивном периоде.

o Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психическим процесс, чем больше опосредован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений (пример: явление задержки общего психического развития будет наблюдаться и при нарушении сенсорной стороны речи, и при нарушениях слуха, зрения и т.д.)

o В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» (от сложных функций к элементарным) или «сверху вниз». Иерархически вышестоящие функции как бы перестраивают элементарные. В случае патологии этого не наблюдается (пример: при олигофрении недоразвитие мышления приводит вторично к недоразвитию гнозиса и праксиса).

o Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является фактор социальной депривации. Дефект в той или иной степени препятствует общению, процессу усвоения знаний и умений. Явление вторичной микросоциальной и педагогической запущенности.

- В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствие к обучению является первичный дефект, то затем вторично возникшие явления (например, негативные личностные установки) нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению.

4. Межфункциональные взаимодействия:

В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений:

  • Явление временной независимости: пример: до 2-х летнего возраста линии развития мышления и речи идет раздельно, позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития.
  • Ассоциативный тип: разрозненные, разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Такой тип организации указывает на малую дифференцированность психических процессов.
  • Иерархический тип: это тип обладает высокой устойчивостью и пластичностью. Это достигается рядом моментов: выделение ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает свою «личную» задачу. Автономность отдельных звеньев.