Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



 Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов (Т.Матросова).

 

Помимо этиологии и патогенеза необходимо при изучении дизонтогенеза большое значение придавать симптоматике.

Следует отличать симптомы самого заболевания от проявлений дизонтогенеза развития больного ребенка.

Выделяют три вида симптомов, характерных для клиники детского возраста:

1. Негативные симптомы

2. Продуктивные симптомы

3. Возрастные симптомы

Взаимоотношение между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза:

· Негативные симптомы болезни в значительной мере определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза

· Продуктивные симптомы, менее специфичные для дизонтогенеза, оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развтие больного ребенка

· Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самим явлениями дизонтогенеза.

· Негативные симптомы (минус-симптомы; симптомы выпадения): явления «выпадения» той или иной функции в психической деятельности или снижение уровня ее функционирования (пример: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности).

Четкое разделение симптомов на эти два вида возможно только при изучении взрослого возраста, в клинике детского возраста негативные симптомы болезни часто трудно разграничить от явлений дизонтогенеза, при котором выпадение функции может быть обусловлено нарушением ее развития.

· Продуктивные симптомы (плюс-симптомы; симптомы раздражения): связаны с явлениями патологической ирритации (возбуждение, раздражение) психических процессов (пример: страхи, галлюцинации, сенестопатии и т.д.)

Именно продуктивные симптомы наиболее, на первый взгляд, отдаленные проявлений дизонтогенеза, и указывающие скорее на остроту течения заболевания, в то же время определяют картину аномалии развития в детском возрасте и тип дизонтогенеза.

1. Психопатологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы.

Психологическая специфика детского возраста. Возрастные симптомы (Т. Матросова).

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому эти симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для конкретного заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии.

По В.В. Ковалеву, возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности подразделяются следующим образом:

1. Сомато-вегетативный (0-3 года)

Повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

2. Психомоторный (4-10 лет)

Гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание, мутизм, двигательная расторможенность, энурез, энкапрез, гиперкинез и т.д.

3. Аффективный (7-12 лет)

Симптомы и синдромы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии. На этом уровне значительно возрастает риск психогений.

4. Эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

В патологии проявляется в «патологических реакциях пубертарного возраста» (Г.Е. Сухарева), включающих сверхценные увлечения и интересы (например: симптом философической интоксикации), сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анарексия), психогенные реакции протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им более периферическое место.

Условность классификации: Естественно, это классификация достаточно условна. Так сомато-вегетативные расстройства могут наблюдаться и в пубертатном возрасте, когда сомато-вегетативная система претерпевает массивные изменения (перестройка эндокринной системы, физический рост, половое созревание).

Возрастные симптомы, отражая патологически измененную фазу развития, всегда обладают и определенной клинической спецификой, характерной для заболевания, их вызвавшего:

· Страхи, как возрастной симптом в виду того, что они присуще здоровому ребенку дошкольного возраста, занимают ведущее место в становлении бредовых расстройств

· Фантазии, являясь неотъемлемой частью психической жизни нормального ребенка дошкольного возраста, приобретают характер аутистических явлений при шизофрении

4. Асинхрония и гетерохрония развития. Основные симптомы асинхронии (ретардация, акселерация, регресс, изоляция).