Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении (Л. Щербина).

 

Основные феномены нарушения мышления при детской шизофрении:

· ориентация на перцептивные свойства предметов (цвет, форма, размер) без связи с социально значимыми их функциями (эксперименты Пиаже на сохранение вещества + эксперименты с замещающими предметами в игре)

· длительное доминирование перцептивных обобщений

· комплексный характер мышления (по Выготскому Л.С.)

· опора на «латентные», «несущественные» признаки при обобщении

· объединение слов на основе сходства звуковых образов

· наличие неологизмов в речи

Нарушения мышления при детской шизофрении являются вторичными. Частично расстройства компенсируются в аффективно значимой деятельности, а следовательно ведущими являются нарушения мотивационной сферы, которые определяют недоразвитие восприятия и предметного действия. Овладение предметным миром и социальными отношениями не является ведущей мотивацией. Отсюда нарушения усвоения социального опыта → нарушение активного овладения орудийными функциями предметов.

Искажения интеллектуального развития при детской шизофрении тесно связаны с недоразвитием предметного действия и предметности восприятия, слабостью координации между речью и действием.

Механизм нарушения мышления при детской шизофрении.

В отражении действительности участвуют 3 системы: восприятие, движение, язык. Языковая система надстраивается над движением и восприятием, осуществляет категориальное влияние на них. Для формирования такого влияния необходимо предречевое обобщение чувственного опыта. В норме оно осуществляется благодаря действию с предметами, выделению инвариантных признаков. Так, выделяется функциональное значение. Ребенок перестает ориентироваться на перцептивные признаки и ориентируется на функцию, так возникают категории.

При детской шизофрении нет ориентировки на предметные свойства→обобщения на основе внешних свойств. А эффективные обобщения только в сфере абстрактных явлений (там меньше предметно-образная основа).

Откуда берутся латентные признаки? В норме они характерны для детей от 4-5 лет (ориентация на перцептивные признаки) и для детей 5-7 лет (сочетание функциональных и перцептивных признаков, неустойчивость категорий). При искаженном развитии в структуре значений 2 рода элементов:

-) выработанные общественной практикой (усвоение значений взрослых слов)

-)выработанные субъективным опытом (склонность к словотворчеству, неологизмам)

В зависимости от ситуации может доминировать или одна или другая установка. При ориентации на искаженные связи, наполненные субъективными смыслами – трудности в нахождении соответствующих им понятий в языке. Отсюда склонность к многоречивости при объяснении принципов группировки классификации (часто оценивается как резонерство), словотворчество.