Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы




 Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому) (О.Леонович/И.Плужников).

 



Период наибольшей нагрузки на аффективную систему в развитии ребенка – с рождения до 3-х лет. Индивид взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях активности®строение аффективной системы:

уровни избирательно реагируют на определенные классы средовых воздействий:

1) уровень оценки интенсивности средовых воздействий;

2) уровень аффективных стереотипов;

3) уровень экспансии;

4) уровень аффективной коммуникации;

5) уровень символических регуляций.

  1. уровень оценки интенсивности средовых воздействий:

Осуществляет

- наиболее примитивные функции адаптации;

- оценка количественных воздействий среды (изменение температуры окружения, своего тела, уровень освещенности, высота звука, скорость движения; перепад интенсивности).

- Сигнализирует о сбоях, возникающих в организме (клинически: непереносимость сенсорных нагрузок, аффективная пресыщаемость).

Также оцениваются: гипер- или гипосензитивность в различных модальностях, явления извращенной чувствительности.

Важна интенсивность, а не качество стимуляции.

Связь особенности сензитивности с физиологическим тонусом: чрезмерный тонус – оживление архаических рефлексов и двигательных реакций вообще в ответ на действие малейшего раздражителя, острую реакцию на боль, быстрый переход от сна к бодрствованию, …. Общее напряжение часто приводит к развитию психосоматических расстройств.

Гипосензитивность – признак депрессии; часто отмечается в случае депрессивного состояния матери.

Избирательное нарушение чувствительности по отношению к специфически человеческим видам стимуляции (на человеческое лицо, улыбку, прикосновение, речь).

Нарушения сензитивности у сенсорным воздействиям, исходящим от другого человека:

1. непереносимость тактильного контакта;

2. обратное явление – «прилипание» к телу матери;

3. избегание глазного контакта;

4. пристальный, непрерывный, неподвижный взгляд («пустой», «сквозь»).

Гиперсензитивность к отдельным классам воздействий:

1. доминирование орального исследования в поведении ребенка старше одного года (фиксация примитивного облизывания или сосания предметов);

2. обнюхивание;

3. непереносимость звуковых или зрительных воздействий (повышенная чувствительность к бытовым шумам; непереносимость речевых воздействий при нормальной сензитивности к пению);

4. гиперсензитивность к движению объектов;

5. ориентация в основном на более абстрактный зрительный признак (форму предмета) при игнорировании более аффективно и информационно насыщенной характеристики (цвет).

Чувствительность к боли и интероцептивным сигналам:

1. снижение чувствительности к боли; нечувствительность к собственной боли – глубокое нарушение инстинкта самосохранения; не замечают, когда причиняют боль другим людям;

2. обострение чувствительности к боли (оценка своих внутренних ощущений как болезненных без объективной основы; характерно в психосоматике);

3. психосоматические симптомы: ранние анорексии, булимии, упорные рвоты, мерицизм (отрыгивание пищи и перекатывание ее во рту), диарея, запоры и др.;

4. у эмоционально-депривированных – обратное нарушение: неспособность воспринимать сигналы насыщения, притупление чувствительности к вкусу еды; характерно поедание несъедобных вещей; в тяжелых случаях – копрофагия (искаженная форма оральной аутостимуляции);

  1. уровень аффективных стереотипов:

Оценка воздействия не только по интенсивности, но и по качеству. Аффективная система берет под контроль весь спектр внешних и внутренних ощущений, дифференцирует, упорядочивает и индивидуализирует их, вырабатывает аффективные предпочтения. Особо чувствителен к ритмическим процессам.

Наличие стойкой и яркой аффективной памяти. Память тела.

Координация взаимодействий отдельных сенсорных систем; прилаживание, закрепление на основе аффективной оценки (удобно – неудобно; приятно – неприятно).

Включен в решение основных задач, связанных с выживанием. Складываются первые предпочтения в контакте с матерью (определенная поза на руках у матери).

В норме: склонность повторять действие, доставляющее удовольствие (в игре). Ритмическая двигательная активность, эхолалии, ритмизирование слогов, многократное повторение всевозможных звуковых вариаций одного и того же слова.

Pato: жесткая фиксация стереотипной формы поведения; насильственный ее характер (навязчивости); невозможность ее перестройки; сильный и стойкий регресс в ответ на вынужденное изменение привычной формы взаимодействия со средой.

Причины: а) повышенная инертность аффективной сферы; часто сочетается с инертностью в интеллектуальной сфере;

б) несформированность новых структур; фиксации свидетельствуют об ограниченном потенциале развития в данной области.

Выражается в:

- нарушения циклов «сон – бодрствование», «голод – насыщение»;

- ригидность или необычность предпочтений:

- патологический стереотип привязанности: амбивалентные аффективные переживания, которые вызывает образ матери, вызванные:

несформированностью цельного образа матери, с фиксациях на отдельных впечатлениях от контакта с ней

нарушением, распадом цельного образа матери

- поиск особых ощущений – нестандартные формы взаимодействия с матерью (фиксированные формы, характерные для более раннего возраста);

- симбиотическая привязанность: сохранение необычных поз во время сна (спит на животе или спине матери); процесс засыпания может иметь ритуальный характер (в определенном месте, под музыку, в определенной позе);

- недостаточность индивидуализации в соматической сфере (появление стереотипий; могут быть защитой от тревоги или депрессии; заостряются, усиливаются в присутствии других детей).

Т.е. это проявление ограниченной способности ребенка адаптироваться к изменениям среды.

  1. уровень экспансии:

Сенсорное поле сменяется пространственно-предметным. Активность направлена на овладение, захват различных объектов. Основное препятствие – разделяющее их (ребенка и предмет) пространство. Особая чувствительность к любым препятствиям и ограничениям. Для их преодоления расходуется энергия. Это уровень стенических эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Барьер: а) как мерка для оценки своих возможностей; б) обладает тонизирующим эффектом.

Возрастает роль активности, ее регуляции со стороны аффективной системы. Активность: а) устойчивость поведения ребенка, направленного на достижение цели, по отношению к барьерам на пути к ней; качество активности зависит от природы барьера (физический, социальный, простой, сложный, новый…) – природа барьера определяет соотношение страха, гнева и других эмоций, которые он вызывает у ребенка.

б) спонтанная активность – активный поиск таких стимулов и барьеров, которые позволят ему испытать и утвердить себя; тонизирование от овладения этими стимулами, от преодоления барьеров;

в) стремление ребенка переделать окружающее поле, стремление сделать что-то свое, а не просто манипулировать.

Требует анализа соотношений полевых сил, четкой постановки задачи, осознавание препятствий и терпения в их преодолении, т.е. волевых качеств. Аффективная экспансия тесно переплетается с интеллектуальной.

Аффективные компоненты активности – доминирующая установка по отношению к препятствиям: приближение, избегание, амбивалентное отношение.

На развитие уровня аффективной экспансии оказывают влияние следующие факторы:

- конституциональный;

- качество привязанности ребенка к матери.

Стимулы, специфичные для уровня аффективной экспансии:

1) стимулы, связанные с пространством:

a. высота (глубина) – страх высоты, страх падения, потери опоры, страх взобраться по лестнице; страх ямы, трубы, колодца и др. связываются со страхом смерти;

b. удаленность – может блокировать активность ребенка, хотя объект и очень привлекает ребенка;

c. закрытое пространство – темнота, одиночество, населенность различными существами, любопытство; клаустрофобия;

d. открытое пространство – большая вероятность возникновения нестандартных ситуаций, много барьеров различной природы;

2) новизна (необычность + неопределенность) – страх и интерес; тревога, агрессивные действия, направленные на этот предмет;

3) сложность стимуляции –

a. сложная нерешенная задача вызывает амбивалентные реакции: может вызвать избегание или стремление исправить ошибку и добиться успеха;

b. конституциональный фактор (патологическое напряжение может дезорганизовывать тоническую основу двигательного и речевого процессов);

c. развитие реакции по типу «выученной беспомощности»; неспособность поддерживать мотивацию на достижение цели в условиях отсроченного вознаграждения и отсутствие мотивации на сам процесс;

4) предмет как препятствие:

a. непривлекательный предмет – регресс игры;

b. отталкивающий предмет – может избегать либо, наоборот, искать игры с тем, что представляет для него потенциальную опасность (двери лифта); субъективную опасность могут представлять такие свойства, которые в норме привлекают (мягкость, наличие «живых» деталей…);

5) территория и предметы как (потенциальная) собственность; этапы развития территориальной экспансии:

a. попытки вписать себя в пространство, укрыться в нем, заполнить собой нишу, стать незаметным, маленьким; приобретает знания о границах своего тела;

b. необходим достаточный моторный опыт для знания своих границ и четкой дифференциации частей своего тела;

c. развитие представления о своих вещах и территории; некоторые оставляют свой след (моча, слюна), покидая свое место; обнюхивание чужих следов;

d. «собирание себя», делает свой облик более значительным – надевает много вещей, заполняет карманы);

e. появление местоимения «я» в речи – соревнование за определенную территорию (игра в классики, вышибалы…)

f. сопоставление своих вещей и вещей другого – симптом недостаточности; компульсивное воровство.

6) социальные барьеры (социальная дистанция) – ранговый порядок; доминантное поведение другого, вторжение в личное пространство, требование, запрет, агрессия, угроза, квазиагрессия, поведение-вызов; развитие аффективной экспансии у ребенка-шизофреника: направлена «вовнутрь» (на борьбу со сверхсильной эндогенной тревогой и преследующими ребенка агрессивными образами, в которые она оформляется), а не «вовне», на реальное утверждение себя среди других людей;

7) культурно заданные барьеры – устрашающие вымышленные персонажи; способность «знать страшное», но не бояться, т.е. они нацелены на преодоление страха смерти.

  1. уровень аффективной коммуникации:

Приспособительный смысл этого уровня – в налаживании аффективного взаимодействия с другим человеком. Это достигается способностью «чтения» эмоциональных состояний (с помощью речи и других средств: интонации, мимики, выражения глаз, определенных поз осуществляется обмен эмоциями). Возрастает роль «+»х эмоций – придают смысл действиям и тонизируют.

Основная функция: управление поведением «другого» на основе эмоциональной информации.

Этот уровень:

- является ведущим в эмоциональном взаимодействии с другими людьми;

- вносит новые смыслы в работу нижележащих уровней; новые цели и оценки.

Две группы показателей этого уровня:

1) качество эмоционального контакта со знакомым взрослым в условиях низкого и высокого стресса;

2) качество привязанности между ребенком и матерью (способность матери поддерживать состояние безопасности ребенка).

Если у ребенка преобладают формы поведения, направленные на избегание или разрушение контакта со взрослым, то развитие у него первичных механизмов социализации блокировано.

Варианты нарушения координации различных видов контакта:

1) невозможность координации из-за фиксации на слишком интенсивных ощущениях, которые дает какой-то один изолированный вид контакта:

a. гиперсензитивность к приятным ощ-ям, прилипание к ним, невозможность переключиться на восприятие информации из другой модальности;

b. в pato: фиксация и стремление к навязчивому повторению изолированных ощущений; сенсорные впечатления из других модальностей воспринимаются как источники помех;

2) выпадение наиболее болезненного вида контакта

3) неустойчивость координации различных видов контакта:

a. нарушение достигнутой координации в условиях возрастания требований к ребенку (социальных барьеров);

b. жесткая привязка (фиксация) «правильно сынтегрированного» взаимодействия с определенным взрослым к определенному пространству;

c. разрушение правильной координации различных видов контакта на истощении (динамические нарушения) – как следствие ранней эмоциональной депривации; нарушения ритма контакта;

d. избирательное страдание диалогических способов контакта, развитие которых требует символического представления и переработки эмоционального опыта, при сохранности правильной координации контактов в инструментальных (сигнальных) видах контакта.

Таким образом, аффективная коммуникация неизбежно оказывается неполноценной, если возможности ее осмысления, т.е. обобщения и понимания, ограничены.

Варианты нарушения привязанности между матерью и ребенком:

1) безопасная привязанность:

a. ребенок: способен регулировать свои негативные состояния (тревогу, страх, гнев) через контакт с матерью; исследовательская активность протекает свободно, чувство неуверенности быстро снимается в контакте с матерью;

b. поведение матери: богатый репертуар эмоционального поведения, частый обмен эмоциональными посланиями с ребенком; быстрое реагирование на дискомфорт ребенка и эффективные стратегии успокаивания, отслеживание свободного исследовательского поведения ребенка; знание и спокойное обсуждение как негативных, так и положительных сторон поведения своего ребенка;

2) избегающая привязанность:

a. ребенок: вынужденное использование умеренного избегания и подавление сильного выражения эмоций (особенного негативных) для сохранения близости с матерью; быстро научается успокаивать себя сам;

b. мать: отвергает слишком близкий и интенсивный контакт с ребенком, чувствует дискомфорт при таком контакте (более подробные характеристики на стр. 640);

3) амбивалентная привязанность:

a. ребенок: тяжело переживает разлуку с ней, с нетерпением ждет ее возвращения однако быстро разрушает реальный контакт, реагируя агрессией или истериками на едва уловимые погрешности матери во взаимодействии; бурные всплески эмоций (гнев, отчаяние, депрессия) в ситуациях с низким стрессом, когда разлука не угрожает;

b. мать: избирательно отвечает на сигналы дистресса ребенка, игнорирует проявления им положительного аффекта; старается никогда не расставаться с ребенком; проявляет враждебность, часто беспричинно и др.

4) генетическая связь между избегающим и амбивалентным типами привязанности: по мере развития ребенка характер привязанности меняется – избегающая привязанность может трансформироваться в амбивалентную.

  1. уровень символических регуляций:

Основная функция: овладение собственными переживаниями. Это достигается включением в аффективный процесс интеллектуальных операций, благодаря которым происходят дифференциация, обобщение и трансформация аффективных явлений.

Способность к символическому представлению эмоционального опыта требует ряда условий:

1) конституциональная (хотя бы минимальная) устойчивость к фрустрации;

2) сформированность досимволических способов дифференциации опыта по качествам: «приятное – неприятное» и «живое – неживое»;

3) сохранность некоторых врожденных схем интеграции эмоционального опыта и понимания связи между эмоциями, желаниями и поведением как у себя, так и у других людей;

a. использование переходного и замещающего объекта;

b. в норме ребенок начинает использовать понятные другим людям символы для выражения своего опыта уже на 2-ом году жизни;

c. использование игровых символов для овладения эмоциональными переживаниями; развитая способность к фантазированию в норме позволяет ребенку стимулировать себя, выполняет тонизирующую функцию.

У детей с эмоциональными расстройствами наблюдаются следующие варианты нарушения символических обобщений эмоционального опыта:

1) фиксация на досимволической стадии обобщения эмоционального опыта с интенсивной аутостимуляцией;

2) дефицит первичной дифференциации опыта по признакам «приятное – неприятное» и «живое – неживое»;

3) искажение дифференциации опыта со значительным сдвигом в сторону неприятного; механизмы:

a. перенасыщенность опыта отрицательными эмоциями – делает неустойчивым и быстро разрушает любой положительный опыт, в связи с сильной тревогой и страхами;

b. неспособность регулировать неприятные ощущения, абсолютность неприятного;

c. приятные переживания могут связываться только с сильными переживаниями сексуального характера;

4) отсутствие связи первых слов ребенка с его намерениями и желаниями, неспособность использования слов для активного воздействия на близких взрослых с тем, чтобы получить желаемое;

5) задержка формирования переходного и замещающего объекта;

6) стереотипное проигрывание аффективно неприятных переживаний с постепенным выхолащиванием содержания или резким угнетением игровой и исследовательской активности.