Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Характеристика параметров асинхронии развития

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



Характеристика параметров асинхронии развития (Т.Матросова).

 


Закон гетерохронии
– разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одной по отношению к другим.

Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. Наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, иногда скачкообразного, развития и периоды относительной замедленности формирования.

Ø Пример: Опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие речи и восприятие становится ведущей координацией психического развития. Ведущую роль играет восприятие. Речь на службе у восприятие, необходимо замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно. Ведущая роль восприятия наиболее наглядно показана в феноменах Пиаже.

· Основное проявление гетерохронии заключается в том, что на каждом возрастном этапе наряду с постоянными иерархическими координациями появляются факультативные, отражающие переходный характер ряда психических образований. Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования.

Явление асинхронии – нарушение закона гетерохронии развития, возникновение диспропорции в развитии.

Основные проявления асинхронии:

1. РЕТАРДАЦИЯ: незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.

Ø Пример: олигофрения – речевое недоразвитие при патологически длительном периоде автономной речи. Развитие речи у этих детей – накопление словаря автономных слов. Таким образом, патологически фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период.

2. АКСЕЛЕРАЦИЯ: преждевременное развитие какой-либо функции.

Ø Пример: чрезвычайно раннее развитие речи при детском аутизме

3. ИЗОЛЯЦИЯ: нарушение межфункциональных связей. Временная независимость той или иной функции превращается в изоляцию. Эта изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций стереотипизируется, зацикливается в своем развитии.

Ø Пример: *) Моторика ребенка-аутиста может представлять собой ритмическое покачивание – нарушения, таким образом, вызваны не дефектом двигательного аппарата, а недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер. *) При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко хорошая память и речь, однако их использование ограничено из-за нарушения мышления.

4. РЕГРЕССИЯ: Возврат функции на более ранний возрастной уровень развития. Вероятность регресса наиболее велика в том случае, если более ранние формы психического реагирования не инволюционируют (не исчезают) своевременно, а продолжают сосуществовать с возникшими более сложными формами организации психических процессов.

Регрессия рассматривается и как нормальный принцип развития. Патологическими являются только лишь тот вид регрессии, который является постоянным и необратимым (см. вопрос№14).

Варианты регрессивных явлений в детском возрасте (А.Фрейд, К.Левин) (Т. Матросова).