Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



Основные положения статьи Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства (К. Левикова).

 


Современная педология необходимо должна перейти от изучения симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах. Процессы развития нормального и механизмы развития трудновоспитуемого ребёнка должны быть выявлены, а богатство из каузально-динамических связей, во всей полноте их кондиционально-генетической обусловленности должны быть описаны.

Задача педологического исследования – вскрытие внутренних закономерностей, внутренней логики, внутренних связей и зависимостей, определяющих процесс детского развития в его строении и течении.

Изучение первичных и вторичных симптомов. Отделить первичные симптомы от вторичных добавочных и реактивных образований – основная задача всякого структурного анализа. Дебильный ребёнок настолько отличается по своему уровню развития от нормального ребёнка, что происходит выпадение его из детского коллектива и либо он развивается вне детского коллектива, либо линия развития его социального поведения становится резко замедленной. - > сотрудничество с более младшими детьми - > недоразвитие ВПФ как вторичный дефект.

Чем дальше симптом стоит от первопричины, тем больше он поддается воспитательному и лечебному воздействию.

Этапы педологической диагностики.

1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребёнка, воспитательного учреждения. Нас интересуют ФАКТЫ!!!

Часто прямой задачей научного исследования является установление некоторого факта, который не дан непосредственно в настоящем. От симптомов к тому, что лежит за симптомами, от констатирования симптомов к диагностике развития – таков путь исследования. В каждой жалобе необходимо вскрыть существенное, симптом, лежащий за ней, а не просто голое постулирование «ребёнок злой». Необходимо вскрыть ПРИЧИНЫ, механизм этого симптома. Исследователь должен исследовать, изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков.

2. Изучение истории развития ребёнка. Изучение наследственных особенностей, среды, истории утробного и внеутробного развития в его главнейших чертах. Необходимо изучить наследственные и средовые влияния не только по отдельности но и в их взаимодействии. Изучение особенностей воспитания в семье. Причинное описание предполагает такое изложение событий, которое ставит их в причинно-следственную зависимость, вскрывает их связи и рассматриваает данный период истории как единое целое. Каждый факт должен быть так прочно связан с целым, что его нельзя просто выбросить без разрушения всей постройки. Всё должно быть причинно объяснено.

Необходимо провести характерологическое исследование семьи, которое должно лечь в основу конституционного анализа личности ребёнка.

3. Установление симптоматологии развития. Необходимо представить педологический статус ребёнка, определить уровень и характер развития, который достигнут ребёнком на настоящий момент. Привлечение медицинского диагноза, педагогических сведений об успеваемости, подготовки и воспитания ребёнка и т.д. Необходимо определить место данного симптома внутри целого синдрома, степень его выраженности и характер связи с остальными симптомами, мотивированность. Один и тот же факт имеет не только бесконечные степени выражения, но и различные значения в зависимости от того, в составе какого синдрома он встречается.

4. Педологический диагноз. Это должен быть идеально полный диагноз развития. Он содержит в себе все явления психического и нервного порядка в связи с аналитическими и физиологическими симптомами развития. Путь исследования: от вскрытия механизма симптома к тому, как он развился (процесс, лежащий в его основе), и к диагнозу. Необходимо вскрытие причин, не только определяющих данное явление в конечном счёте, но и ближайшим образом определяющих его.

5. Определение прогноза, т.е. предсказание пути и характера детского развития. Содержанием прогноза должна явиться вся полнота процесса развития. Необходимо разбить жизненный путь развития ребёнка на отдельные этапы и определить их особенности. Прогноз, более чем какой-либо другой момент в наст схеме, требует длительных и повторных наблюдений, т.е. данных, накапливающихся в процессе динамического исследования.

6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение. Это и есть смысл всего исследования. Должен быть конкретным, содержательным, чётким и ясным. Необходимо дать конкретные указания в отношении мероприятий, которые должны быть предприняты в отношении данного ребёнка, те процессы, на которые они должны быть направлены, и что должно быть устранено.