Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Принципы компенсации дефекта

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



Принципы компенсации дефекта (статья Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной) (К. Левикова).

 


Компенсация дефекта
– это своеобразный процесс развития, в условиях которого формируется новая динамическая система условных связей, возникают различного рода замещения, происходит исправление и восстановление нарушенных или недоразвитых функций, формируются способы действия и усвоения социального опыта; развиваются физические и умственные способности и личность ребёнка в целом.

Современные научные представления свидетельствует о том, что функции не связаны строго с деятельностью тех или иных специальных органов. Это совокупность условных временных связей, в образовании которых участвуют разные динамические системы.

Исходя из анализа нервных механизмов, лежащих в основе высших форм нервной деятельности, можно выделить 4 основные группы дефектов, приводящие к отклонениям в развитии детей:

1. Дефекты воспринимающих периферических приборов и нервных проводящих путей анализаторов;

2. Дефекты корковых замыкательных механизмов в связи с повреждением или недоразвитием тканей мозга. Это приводит к значительным отклонениям в развитии высших форм познавательной деятельности.

3. Дефекты подкорковых образований. Нарушается эмоционально-волевая сфера, -> утрата способности управления своим поведением.

4. Дефекты эффекторных органов обусловливают нарушения двигательных функций.

Сущность формирования процессов компенсации у человека, в отличии от животных, заключается в формировании способов действия и усвоения социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль в процессах компенсации играет сознание, обусловленное социальными отношениями!

Компенсаторная перестройка возникает на основе образования условно-рефлекторных связей. Возникающие и развивающиеся в коре БП мозга и в подкорковых образованиях замещения некоторых функций подчиняется общим законам нейродинамики. Реализация этих законов своеобразна и зависит от характера дефектов, структуры и состава нарушенных функций.

Перестройка функций затрагивает все виды сигнализаций:

А) пусковые сигналы, обеспечивающие включение органов движения (напр., слепые -> звуки, механистические раздражители, запахи).

Б) сигналы, обеспечивающие постоянную информацию коры о процессах действия (слепые -> слуховые, кинестетические, тактильные, вибрационные).

В) сигналы, обеспечивающие обратные связи, с помощью которых оцениваются и контролируется результаты действий.

В процессах компенсации важную роль играют также функции низших отделов ЦНС в частности ретикулярная формация. РФ участвует в перестройке функций, что объясняет её связи с корой с помощью механизма условных рефлексов.

Определяющую роль в перестройке функций играют высшие процессы познавательной деятельности (мышление, речь, целенаправленное внимание, логическая память и др).

Как правило, даже при значительных повреждениях органов наблюдается тенденция использовать функции поврежденной системы. Это объясняется инертностью нервной системы, под которой понимается тенденция сохранять при известных условиях сложившихся и закрепившихся в процессе онтогенетического развития динамической системы связей. Иногда это ведёт к вторичным нарушениям или задержке развития компенсаторных процессов.

Пример: плохое зрение , а человек всё равно напрягается.

В связи с целостностью деятельности организма и способностью НС длительно сохранять образовавшуюся систему нервных связей при межсистемной компенсации всегда в к.-т. мере используются остаточные функции дефектных катализаторов (например, функциональные системы связей, являющиеся физиологической основой сохранения преобразования и восприятия раннего опыта). Опора на сохранившуюся зрител память при потере зрения.

Компенсация у аномальных детей: Процессы компенсации у аномальных детей в отличие от взрослых имеют глубокие специфические особенности. В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования. У взрослых они уже сформированы и стабильны, -> у них огромные возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения функции.

Нарушение функций в детском возрасте в той или иной степени связано с отклонением в развитии детей.

Пример: плохое зрение может привести к обеднению предметных и пространственных представлений.

Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью, -> необходимо учитывать ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ! – положительные перспективные возможности компенсации, восстановление и исправление нарушенных и недоразвитиых функций у детей.

Специфика развития аномальных детей:

· социальная направленность развития (как и в норме)

· те или иные дефекты отклонения в развитии детей могут проявляться в задержках темпов развития - > может быть смещение возрастной периодизации (по сравнению с нормой)

· иногда психическое развитие может идти только в одном направлении - > выраженные задержки в других сферах.

Развитие процессов компенсации зависит от возраста, в котором возник дефект. Чем более в раннем возрасте, тем сложнее состав и структура нарушенной функции - > тем труднее реализация возможности компенсации и исправления функций, тем шире развёртывается мобилизация резервных средств замещения функций.

Изменение механизмов компенсации в первую очередь связано с обучением!!!! Постепенно чувствительные компоненты компенсации заменяются высшими формами познавательной деятельности. Высшая форма компенсации предполагает всестороннее развитие личности ребёнка. Необходима индивидуальная коррекционно-воспитательная работа: программирование обучения, постепенное усложнение заданий, вовлечение детей в разные виды самостоятельной практической деятельности, имеющих воспитательное значение. Использование сохранных возможностей ребёнка!

Важно общение ребёнка с нормальными детьми, развитие эстетической и трудовой деятельности. Коррекционно-воспитательная работа должна сочетаться с лечебно-коррекционной

Условия компенсаторных процессов:

1. Правильно организованная система обучения и воспитания, предусматривающая дифференцированное построение сети специальных учреждений, построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

2. Использование принципа соединения обучения с трудом как основного средства разностороннего гармонического формирования умственных и физических способностей детей;

3. Правильные отношения в детском коллективе, а также м/у педагогами и учащимися;

4. Правильная организация режима учебной работы и чередование труда и отдыха детей, предупреждающие возможность перегрузки учебными занятиями;

5. Чередование разнообразных методов обучения учащихся, направленных на повышение их активности, самостоятельности;

6. Использование разнообразных технических средств, широкое применение системы специального оборудования и учебных пособий для оптимального использования возможностей детей.