Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Регрессы в норме и патологии

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



Регрессы в норме и патологии. Связь между регрессией и развитием.

 


К. Левин
объясняет эту связь, считая регрессию негативным развитием. А. Фрейд, напротив, понимает регрессию как нормальный процесс, который происходит вследствие недостаточной гибкости структуры личностного аппарата. По ее мнению, в отличие от физического развития, для которого прогрессивное продвижение вперед является единственной рассматриваемой силой, исследуя психическое развитие необходимо не упускать из виду и явления, направленные в противоположную сторону, а именно прогрессивные и регрессивные изменения. Только изучение обоих процессов, прогресса и регресса в психическом развитии, их взаимовлияния и ведет к правильному пониманию феноменов развития.

Таким образом, А. Фрейд рассматривает регрессию как принцип нормального развития. Однако благотворный аспект регрессии относится только к тем примерам, где процесс временный и обратимый. Однако нередко случается, что регрессии однажды приобретенными становятся постоянными. Даже когда травматическая ситуация больше не имеет места регрессивный паттерн поведения может сохраняться.

Понятие регрессии в работах З. Фрейда.

Понятие регрессии было выдвинуто З. Фрейдом и широко использовалось в психоаналитической литературе. Регрессия понимается им как возврат человека на одну из предшествующих стадий психосексуального развития, на которой, предположительно, произошла фиксация. З. Фрейд разделяет «регрессию либидо» и «регрессию Эго». В более поздней психоаналитической литературе термин «регрессия» используется более широко.

З. Фрейд понимает регрессию, как отступление назад на линии развития, используя метафору путника в новых краях, который отступает к предыдущих стоянкам, когда встречает препятствия. В психоаналитической литературе развитие рассматривалось как равномерно прогрессирующее либидо, а регрессия – как поворот этого потока либидо назад после встречи препятствия.

Временные регрессии затрагивают выбор объектов и отношение к ним с последующим возвращением к их ранней значимости и наиболее инфантильному выражению зависимости. Травмирующие переживания от фрустрации до излишнего удовлетворения потребностей могут спровоцировать образование фиксационные точек. Фиксации и регрессии всегда рассматривались как взаимозависимые. Эти фиксационные точки способны задерживать дальнейшее развитие и вредить формированию инстинктов и объектных отношений. Сущность фиксации, а ,следовательно, и регрессии, состоит в удержании на однажды пережитом удовлетворении и на его заполнении некоторым количеством энергии.

В своем дополнении к «Толкованию сновидений» (1914) З. Фрейд провел различие между тремя типами регрессии:

1)топической регрессией, при которой психическое возбуждение течет от моторной части психического аппарата обратно к своей сенсорной части и достигает системы восприятия - процесс на котором основано галлюцинаторное исполнение желаний (в отличие от рационального мышления);

2)временной регрессией как возвращением к исходным, более ранним психическим структурам;

3)формальной регрессией, при которой примитивные методы выражения и представления занимают место более зрелых форм выражения.

З. Фрейд выделяет два основных условия для возникновения регрессии:

1) фиксация либидо на объектах предшествующего состояния развития;

2) трудности в удовлетворении либидозных потребностей на более зрелом уровне.

Понятие регрессии в работах А. Фрейд.

По мнению А. Фрейд, регрессия может случаться во всех трех частях личностной структуры: в Ид, Эго и Супер-Эго.

А. Фрейд выделяет три вида регрессии Эго в нормальном развитии:

1) Ухудшение вторичного процесса функционирования в сознательной жизни детей. Регрессивные тенденции существуют во всех важных сферах достижения ребенка: в функциях Эго, таких, как контроль подвижности, тестирование реальности, синтетическая функция, речь; в приобретении контроля над мочевым пузырем и кишечником во вторичных мыслительных процессах и т.д. Во всех этих отношениях способность ребенка функционировать на сравнительно высоком уровне не гарантирует, что это достижение будет стабильным и продолжительным. Напротив, случайные возвраты к более инфантильному поведению должны рассматриваться как нормальный знак. Так, бессмысленный разговор или даже лепет имеют законное место в детской жизни наряду с рациональной речью и чередуются с ней.

2) Регрессия Эго под давлением. Главным условием для появления регрессии этого вида является определенная стрессовая ситуация.

3) Регрессии Эго как результат защитной деятельности. По мере того, как Эго ребенка развивается и совершенствует свои функции, увеличивающееся осознание внешнего и внутреннего мира приводит к тому, что он сталкивается с большим количеством неприятных и болезненных открытий. Доминирование принципа реальности не позволяет выдавать желаемое за действительное. Развитие синтетической функции Эго подготавливает почву для конфликта между внутренними агентами. Конфликт порождает тревогу, с которой человек справляется с помощью защитных механизмов. Таким образом, в то время как силы созревания и адаптации стремятся к расширению возможности управления реальностью, эффективности функционирования Эго, защита от неприятного действует в противоположном направлении и ухудшает функции Эго. В этой сфере также движение вперед и назад. Прогресс и регресс чередуются и взаимодействуют друг с другом.

Понятие регрессии в работах К. Левина. Теория динамического поля.

К. Левин дискутирует с З. Фрейдом. Он считает, что регрессия это никогда не буквальное «отступление назад», так как время невозможно повернуть вспять. Регрессия это, безусловно, снижение уровня функционирования личности, но уже в некотором новом качестве.

По мнению К. Левина, З. Фрейд приближается к полевой теории регрессии, когда утверждает, что регрессия обусловлена неспособностью либидо получить достаточное удовлетворение на более зрелом уровне. Это предположение могло быть названо замещающей теорией регрессии.

Если рассматривать какую-либо цель, которой желает достигнуть человек, в качестве некоторого поля, то при условии существовании некой преграды, человек, не желая преодолевать препятствия, обращается у другому региону поля заданной цели, который соответствует менее зрелому уровню.. Таким образом, К. Левин, рассматривает жизненное пространство не как статическую область, в которой можно передвигать взад вперед, а как динамическое единство, поле, которое имеет ряд важных параметров.

Динамика этого поля определяется каждым актуальным моментом, происходящим в настоящем. Смысл поля был бы разрушен, если бы жизненные пространства человека на всех стадиях онтогенеза рассматривались вместе как одно динамическое пространство.

Из этого следует следующее требование к анализу: необходимо охарактеризовать ситуацию в данное время и сделать топологию жизненного пространства и сделать определенные динамические характеристики его регионов (привлекательность, барьер и т.д.) ответственными за определенное событие.

Именно в этой системе координат К. Левин и предлагает рассматривать и изучать феномен регрессии. Тем самым, проблема регрессии, подобно проблеме развития, включает исторический аспект, который относится к последовательности стилей поведения в жизненной истории, и систематический аспект, который относится к условиям изменения, происходящего в данное время. Что касается последнего аспекта, систематического, то его нужно исследовать в контексте динамических качеств поля (жизненного пространства), существующего в это время.

Регрессия и Ретрогрессия: Как было изложено выше, согласно психоанализу считается, что тип регрессии определяется видом и степенью фиксации на одной и предыдущих стадий развития. С точки зрения теории поля, необходимо определить, как на нынешнее жизненное пространство влияет фиксация, которая произошла много лет назад.

Мак-Дугалл считает, что необходимо разграничивать два вида изменений:

1. Возврат к типу поведенческих характеристик предшествующей стадии жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «ретрогрессией».

2. Переход к более *примитивному поведению независимо от того, действительно ли такое поведение имело место в жизненной истории индивида. Такое изменение может быть названо «регрессией».

Однако важно отметить, что ретрогрессия относится всего лишь к различиям и сходству во временной последовательности, не подразумевая утверждений, касающихся «примитивности», «приспособляемости» и т.д.

Виды регрессии.

Регрессия поведения и регрессия личности.

В особый класс К.Левин выделяет псевдорегрессивные состояния, когда человек как бы имитирует поведение менее зрелого индивида. Так же важно учитывать тот факт, что нельзя только по поведению судить о зрелости личности, иными словами регрессия поведения не тождественна регрессии личности.

Временная и постоянная регрессия.

Ситуационная и устойчивая регрессия.

Частичная и общая регрессия.

Характеристики Регрессивного поведения.

По мнению К. Левина, вряд ли будет достаточно указать на такие неопределенные критерии, как «менее адаптивный» характер поведения, так как сама регрессия часто рассматривается как попытка индивида адаптироваться к определенной ситуации. Скорее можно говорить о том, что при регрессии происходит переход от дифференцированного и полного смысла паттерна к более аморфному поведению. Сложный иерархический порядок в поступке меняется на простую организацию или на дезорганизацию.