Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Характеристика психических новообразований в период 0-3 года

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы
 

 



 Характеристика психических новообразований в период 0-3 года (О. Леонович).


Возрастные новообразования
– это результат, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития.

Психологические новообразования – новый тип строения личности ребенка, тем психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют состояние ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в этот период.

· Кризис новорожденности

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности -человеческое лицо. Комплекс оживления -- основное новообразование критического периода. Комплекс оживления -- это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления -- это не просто реакция, это -- попытка воздействовать на взрослого

· Младенчество (0-1)

Ведущая деятельность: эмоционально-непосредственное общение со взрослыми.

Средство: мимика.

Основная задача развития: нуждается во взрослом, но нет специальных средств воздействия на него.

Новообразования: сенсорные процессы опережают развития двигательных.

Первая реакция сосредоточения на лице взрослого®матери®прослеживание движущегося предмета®рефлекс «что такое?» (реакция на новизну)®голосовые реакции (лепет, гуление)®акт хватания (взятие и удержание предмета).

Развитие руки как органа труда при суперпозиции большого пальца, формирование предметности восприятия, углубление пространства®предметные манипуляции (5-7 месяцев)®соотносимые действия (одновременно двумя руками, 7-9 месяцев)®функциональные действия с ориентацией на физические свойства предметов и человеческий способ использования предметов (9 месяцев).

Изменение позы (лежа – сидя)®расширение поля зрения ребенка.

Возникновение указательного жеста: неудачный акт хватания. Имеет предметную отнесенность. Он меняет характер общения, оно становится эмоционально-опосредованным. Появляются согласные звуки, первые слова, автономная ситуативная речь.

· Кризис одного года – это переходный период между младенчеством и ранним детством. Он остается малоизученным. Основные характеристики:

1. Появление ходьбы. Самостоятельная ходьба, во-первых, расширяет круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, и, во-вторых, что еще более важно, изменяет характер контакта ребенка с предметами, что характеризуется следующими моментами:

· ребенок может не только смотреть на вещь, но и подойти и потрогать ее;

· но, с другой стороны, предметы становятся доступны ребенку не только через показ их взрослыми, но и через его собственное оперирование с ними.

Т.о., расширяется сфера ориентировочно-познавательной деятельности ребенка, интенсивно развиваются простые функциональные действия с предметами (количество таких действий значительно возрастает, а строение усложняется). НО в процессе манипулирования с предметами ребенку необходимо общение с взрослыми, однако непонимание общественно-выработанных способов действия ведет к сильным аффективным вспышкам.

2. Появление автономной речи. Автономная речь – первое средство общения ребенка со взрослым. Автономная речь значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонематическому строю), и по значению и смыслу (семантической стороне).

I. Фонетические различия. Категории:

- Слова, не похожие на слова взрослых. Пр.: «ика» - шарф; «гилигилича» - карандаш.

- Слова, представляющие собой обрывки слов взрослых, главным образом корни. Пр.: «как» - каша; «па» - упала.

- Слова, являющиеся искажениями слов взрослых, но сохраняющие общий их фонетический и ритмический рисунок. Пр.: «тити» - часы; «абаля» - яблоко; «ниняня» - не надо.

- Звукоподражательные слова. Пр.: «ав-ав» - собака; «му-му» - корова.

II. Многозначность: «ака» - ягода, конфета, сахар, круглые шарики мозаики; «кх-кх» - кошка, мех, волосы.

III. Аграмматизм автономной речи. Своеобразные связи между словами: слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

3. Появление гипобулических реакций. Гипобулические реакции – яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Выготский считает, что эти аффективные реакции объясняются тем, что с возникновением автономной речи появляются «трудности взаимного понимания». В целом, гипобулические реакции – это аффективный ответ ребенка на стеснение его физической самостоятельности.

· Ранний возраст(1-3 года)

ССР: ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый

Основное противоречие ССР: ориентация на физические свойства предметов; способы на стороне взрослого, а действия ребенок должен делать самостоятельно. Фетишизация предмета (предмет поглощает внимание ребенка, за ним он не видит взрослого (Левин)). Ведущий тип деятельности: орудийная (действия с человеческими предметами человеческим способом)

Феномен «я сам» - основное достижение раннего возраста®личные действия (ребенок относится к нему как к лично осуществленному). Ребенок начинает называть себя в 1 лице. Появляется игра. Ребенок осваивает речь.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

· Кризис трех лет

I. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый! Вообще, негативизм избирателен: ребенок игнорирует одного определенного взрослого (напр., бабушки, воспитательницы и т.д.), а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали. На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста, но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать не хочется (напр., возвращаться домой с улицы, ложиться спать и т.п.). Если же ему предложить какое-то интересное и приятное занятие он тут же согласиться. При негативизме, наблюдающемся в кризисе трех лет, события разворачиваются иначе: даже если взрослый разрешает что-то приятное, ребенок все равно негативистски отказывается. Т.о., можно видеть, как меняется мотивация ребенка в этом возрасте. Если раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект, желание что-то сделать и импульсивные действие соответствовали этому желанию, то теперь, ребенок становится способен поступать вопреки этому своему непосредственному желанию. Это важное завоевание.

II. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому, и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может: упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

III. Строптивость. Строптивость безлична: она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремиться настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

IV. Своеволие. Этот симптом заключается в «тенденции к самостоятельности». В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.

V. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку (обесцениваются старые привязанности к вещам), сказать матери «дура» (обесценивание родителей).

VI. Протест-бунт. Он проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский: «все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

VII. Деспотизм. Обычно встречается в семье с одним ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Другие симптомы невротического свойства: энурез, ночные страхи, резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.

Выготский: это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с появлением личности ребенка… мотив дифференцирован от ситуации».