Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка - Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии аномального развития ребенка
Определение негативных, продуктивных и возрастных дизонтогенетических симптомов
Характеристика параметров асинхронии развития
Регрессы в норме и патологии
Варианты аномалий развития
Характеристика психических новообразований в период 0-3 года
Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости
Основные и вторичные нарушения при олигофрении
Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении
Первичные и вторичные нарушения при ЗПР
Сравнительный анализ речи при олигофрении и задержке психического развития
Поврежденное развитие: клиническая и психологическая структура дефекта
Соотношение первичных и вторичных дефектов у детей с дефицитарным типом развития
Симптомы двигательной недостаточности у детей
Клинико-психологическая структура при раннем детском аутизме
Клиническая и патопсихологическая характеристика детей, страдающих ранней шизофренией
Искаженное развитие понятийного мышления при детской шизофрении
Специфика асинхронии развития при РДА
Психогенные реакции в детском возрасте
Уровни эмоциональной регуляции (по В.В.Лебединскому)
Темперамент и эмоциональная регуляция
Основные положения статьи Выготского - общие вопросы дефектологи
Основные положения статьи Л. С. Выготского - Трудное детство
Понятие психологического диагноза по Выготскому
Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства
Основные положения статьи Выготского Дефект и компенсация
Принципы компенсации дефекта
Все страницы



Систематика олигофрении. Степени умственной отсталости. Неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении (Т. Самойлова).

 


Олигофрения
(общее психическое недоразвитие):

1. Эндогенная (генетическая).более половины случаев сюда :

· патология хромоносомного набора ( более 200 видов хромосомных аббераций, тут болезнь дауна 1:700 новорожденных, синдром Шерешевского -Тёрнера, Клайнфельтера в 50 %)

· врождённые нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов в результате врождённой неполноценности ферментных стр-р. Энзимопатические формы олигофрении, около 10%.

Полигамный тип наследования- накопление патологических генов.

2. Экзогенная.

· Поражение мозга инфекциями, травмами асфиксией, этому (меньшая роль, т.к неблагоприятные роды чаще при плоде неполноценном ещё внутриутробно). Здесь заболевания менингитом, менингоэнцефалитом, в результате нейроинфекции и тяжёлой формы соматической инфекции.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕНИИ:

v Классификация (Эскироль) критерий: степень тяжести умств. дефекта.

1. Идиотия: наиболее тяжёлая форма олигофр.

- Грубое недоразвитие всех функций,

- мышление по существу отсутствует,

- собственная речь- нечленораздельные звуки,

- обращённая- воспринимают не смысл в интонацию,

- Элементарные эм. связанны с физиол. Потребностями,

- выражение эм-й примитивно,

- в лёгкой форме зачатки симпатических чувств,

- навыки самообслуживания отсутствуют,

- поведение- импульсивные реакции на внешний раздражитель или подчинено реализации инстинктивных потребностей.

2. Имбецильность: более лёгкая форма олигофр.

- Есть возможность накопления некоторго запаса сведений,

- выделения некоторых признаков, понимание элементарных фраз,

- навыки самообслуживания,

- ЭМ: симпатические чувства и зачатки самооценки,

- возможно обучение элементам письма и чтения, счёта, в лёгких случаях простейшими навыками физического труда.

3. Дебильность: наиболее лёгкая и распространённая форма олигофр.

- Мышление- наглядно образное,

- доступна оценка конкретно ситуации,

- ориентация в простых практических вопросах,

- речь фразовая,

- иногда неплохая механическая память.

Адаптивны, их обучают чтению, письму, счёта, ряду знаний об окружающем, профориентируют.

Отличие олигофренов в узости используемой ими и информационной базы.(интел недост. + психич пассивность). Отсюда расхождение между реальными достижениями и потенциальными возможностями.

v Клинико- патогенетическая классификация (Г.Е. Сухарева, 1956):

1. Несложная форма олигофрении: лишь черты недоразвития в интелл-й, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и соматической сферах. Деятельность в переделах интеллектуальных возможностей ребёнка грубо не нарушена. Усидчивы, старательны, доброжелательны.

2. Осложнённая: психические недоразвитие осложнено болезненными (энцефалопатическими)симптомами и повреждениями НС:

· церебрастеническим, повышенная утомляемость, психическая истощаемость, не может приобрести тот объем, который доступен его мышлению.

· неврозоподобным, синдромы: страхи. Ранимость, боязливость могут резко тормозить активность и инициативу, общение с окружающими, повышается неуверенность в деятельности.

· психопатоподобным, аффективная возбудимость, расторможенность влечений грубо дезорганизуют деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение в подростковом возрасте - явление школьной дезадаптации.

· эпилептиформными, (эпилептические эквиваленты- судорожные припадки) если часто, то не только способствуют ухудшению психического. состояния и интеллектуальной работоспособности, но и являются противопоказанием для обучения в школе.

· апатико – адинамическими. Медлительность, вялость, слабость побуждения, к деятельности, усугубляют умственное недоразвитие.

- натальная этиология (родовые травмы, асфиксии)

- постнатальная (инфекции 2-3 лет жизни).

Более позднее поражение мозга причина недоразвития но и повреждения систем находящихся в состоянии определённой зрелости.

3. Атипичные формы: нарушаются основные закономерности.

При

- При олигофрении, обусловленной гидроэнцефалией нарушается фактор тотальности нарушения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память.

- При лобной олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы, нарушается закон иерархичности недоразвития: слабость побуждений у олигофрена по степени своей выраженности может перекрывать тяжесть недоразвития логического мышления

- Возможно западение только одной какой-либо функции, например при локальном повреждении мозга.