Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по дисциплине Основы нейропсихологии - Основные вопросы современной нейропсихологии

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по дисциплине Основы нейропсихологии
Основные вопросы современной нейропсихологии
Основные задачи клинической и нейропсихологии
Учение об узкой локализации психических функций
Методологические основы отечественной нейропсихологии
Учение о высших психических функциях Л.С. Выготского
Концепция функциональных систем Анохина
Системно-динамическая теория строения высших психических функций
Понятие нейропсихологический синдром в теории А.Р. Лурии
Понятие фактор в отечественной нейропсихологии
Основные принципы построения нейропсихологического исследования в отечественной психологии
Аппаратные методы исследования
Луриевский метод нейропсихологического исследования
Первичные, вторичные и третичные поля (зоны) головного мозга
Первый блок головного мозга по А.Р. Лурии
Второй блок головного мозга по А.Р. Лурии
Третий блок головного мозга по А.Р. Лурии
Классификация синдромов поражения головного мозга
Синдромы поражения затылочных отделов коры
Синдромы поражения зоны ТРО
Верхнетеменные синдромы
Синдромы поражения конвекситальной коры височной области
Верхние премоторные синдромы
Нижние премоторные синдромы
Префронтальные конвекситальные синдромы
Префронтальные медиобазальные синдромы
Синдромы поражения глубинных структур головного мозга
Синдромы поражения глубинных структур головного мозга
Поражения ствола мозга
Опухоли
Все страницы
 

 


Основные вопросы современной нейропсихологии

Современная нейропсихология подразделяется на ряд направлений:

- Клиническая нейропсихология – направление в нейропсихологии, главная задача которого состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А.Р.Лурия и известные и у нас и за рубежом под названием “луриевские методы”. В нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и диагноз поражения мозга. Методы анализа, разработанные А.Р.Лурия, представляют набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (различным видам восприятия, памяти, речевым функциям, мышлению), произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы – закономерные сочетания высших психических функций при поражении различных мозговых структур.

В настоящее время в клинической нейропсихологии интенсивно изучаются новые синдромы, связанные с поражениями правого полушария мозга, с нарушением межполушарного взаимодействия, с поражением глубинных структур мозга; исследуется специфика синдромов, определяемая характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.). Дальнейшая разработка этой проблематики связана с успехами нейрохирургии, а также с развитием современных аппаратурных методов диагностики локальных поражений головного мозга.

- Реабилитационное направление – направление, занимающееся восстановлением высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

Выдвинуто центральное положение нейропсихологической реабилитации о том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которого нарушенная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового “набора” психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

Основные разработки этого направления происходили в годы Великой Отечественной войны и после нее. В настоящее время исследования направлены на расширение использования нейропсихологических принципов восстановления на другие, невербальные психические процессы, сложные двигательные функции, а также на личность больного в целом. Большие успехи, достигнутые в этом направлении, объясняются огромными возможностями нейропсихологического подхода к восстановлению психических функций и связаны с разработкой нейропсихологической теории.

- Следующее направление нейропсихологии – психофизиологическое. Психофизиологическое направление в нейропсихологии – направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций методами психофизиологии.

- В 70-е годы по инициативе А.Р.Лурия начало складываться еще одно направление – нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей. Как показывают наблюдения, в раннем детском возрасте поражения коры левого полушария, как правило, не сопровождаются характерными для взрослых нарушениями речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость в специальном изучении “детских” нейропсихологических симптомов и синдромов, накоплении и обобщении фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации.

Нейропсихология детского возраста – направление в нейропсихологии, изучающее специфику нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей.

Проведенные исследования детей в возрасте 5-15 лет обнаружили, что на разных ступенях онтогенеза поражение одного и того же участка мозга может иметь разные последствия и проявляется неодинаково. Выделены три возрастные группы (5-7, 7-12, 12-15 лет), каждая из которых характеризуется своими симптомами. Максимальные отличия от “взрослой” симптоматики обнаружили дети первой возрастной группы.

Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, а также проанализировать различное влияние очага поражения на психические функции в зависимости от возраста. Детская нейропсихология открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Велико и прикладное значение детской нейропсихологии, так как адаптированные к детскому возрасту нейропсихологические методы позволяют определять зону поражения мозга у детей столь же успешно, как и у взрослых.

В настоящее время одним из активно развивающихся направлений в современной детской нейропсихологии является нейропсихологический анализ трудностей обучения детей младшего школьного возраста.

Начиная с самых ранних работ в клинике локальных поражений головного мозга, А.Р.Лурия стремился использовать различные психофизиологические методы исследований. Им первым была применена “сопряженная моторная методика”, направленная на объективизацию аффективных комплексов. А.Р.Лурия и его сотрудники использовали в своих исследованиях различные физиологические показатели психической деятельности: механограмму, миограмму – для исследования произвольных движений; плетизмограмму – для изучения ориентировочного рефлекса как основы внимания; показатели движений глаз - для оценки зрительного восприятия; электрофизиологические показатели – для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных поражениях мозга, а также при нарушениях памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности. А.Р.Лурия считал важнейшей задачей – создание “психологически ориентированной физиологии”, т.е. психофизиологии, изучающей сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности, а не только элементарные сенсорные и моторные акты. Он видел необходимость развивать психофизиологию локальных поражений мозга.

Подводя итоги анализа основных направлений современной нейропсихологии, можно сказать, что центральная теоретическая проблема нейропсихологии – проблема мозговой организации высших психических функций человека – остается главной для всех нейропсихологических направлений. Она изучается лишь разными методами и на разном материале. Отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы “мозг и психика”. От простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которые проводятся вот уже более 100 лет, отечественная нейропсихология перешла к их систематизации, т.е. к научному знанию.