Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по дисциплине Основы нейропсихологии - Луриевский метод нейропсихологического исследования

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по дисциплине Основы нейропсихологии
Основные вопросы современной нейропсихологии
Основные задачи клинической и нейропсихологии
Учение об узкой локализации психических функций
Методологические основы отечественной нейропсихологии
Учение о высших психических функциях Л.С. Выготского
Концепция функциональных систем Анохина
Системно-динамическая теория строения высших психических функций
Понятие нейропсихологический синдром в теории А.Р. Лурии
Понятие фактор в отечественной нейропсихологии
Основные принципы построения нейропсихологического исследования в отечественной психологии
Аппаратные методы исследования
Луриевский метод нейропсихологического исследования
Первичные, вторичные и третичные поля (зоны) головного мозга
Первый блок головного мозга по А.Р. Лурии
Второй блок головного мозга по А.Р. Лурии
Третий блок головного мозга по А.Р. Лурии
Классификация синдромов поражения головного мозга
Синдромы поражения затылочных отделов коры
Синдромы поражения зоны ТРО
Верхнетеменные синдромы
Синдромы поражения конвекситальной коры височной области
Верхние премоторные синдромы
Нижние премоторные синдромы
Префронтальные конвекситальные синдромы
Префронтальные медиобазальные синдромы
Синдромы поражения глубинных структур головного мозга
Синдромы поражения глубинных структур головного мозга
Поражения ствола мозга
Опухоли
Все страницы
 

 


Луриевский метод нейропсихологического исследования

Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики». За многие годы в школе А. Р. Лурия созданы теоретические основы нейропсихологической синдромологии и собран огромный фактический материал. Введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональной системы. Поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний этого дефекта на всю функциональную систему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Они представляют собой систему тестов (часть из них - оригинальные), направленных на оценку состояния различных психических процессов (когнитивных и двигательных) и позволяющих определить характер их нарушений и, следовательно, поражение соответствующей области мозга. "Луриевские методы нейропсихологической диагностики", непосредственно связанные с его пониманием мозговой организации психических процессов, дают возможность определить качественную специфику нарушений высших психических функций, а не только констатировать их наличие и степень выраженности. Этим они отличаются от многочисленных западных батарей тестов, имеющих психометрическую основу и ориентированных на количественную оценку нарушений, а не на их качественный анализ. Примат качественного анализа нарушений над количественным нередко ставится в вину луриевским методам, однако до сих пор - по всеобщему признанию - они являются наиболее эффективными методами топической диагностики (по сравнению со всеми другими). Введение количественных критериев в луриевскую диагностическую систему - актуальная задача современной отечественной нейропсихологии, требующая нетривиального подхода. Пока различные попытки стандартизировать "луриевские методы нейропсихологической диагностики" существенным успехом не увенчались.

Общая оценка состояния больного

-внешний вид

-пантомимика и двигательная сфера (тики, навязчивые движения, тремор; поза, параличи)

-в беседе (ориентировка во времени, месте)

-личность (ФИО, возраст, и тд.)

Выявление отдельных признаков

-эмоциональная сфера

-адекватность эмоциональных реакций

-наличие тревожных реакций

-адекватность по силе эмоциональных реакций

В целом: порядочность поведения (активность, упорядоченность, резонёрство (пустое, бесплодное многословие), искажение, негативизм

Предъявление жалоб: (активно, адекватно)

Критика: сохранность

Лево-праворукость/ногость (мнестически - работает, пишет, доминирующая), была ли леворукость, переучивали? => тесты (сплетение рук, ног, прицеливание). Если всё в норме => переходим к зрительному гнозису (предметное восприятие).

-несенсибилизированная проба (разные предметы на карточках – нужно их назвать)

-сенсибилизированная проба (рисунки Поппельрейтера – замутнённые, контурные и тд.).

Цветовая агнозия => чистые цвета (методика Люшера)

Лицевая агнозия => фотографии известных деятелей, двухцветные портреты для запоминания)

Оптико-пространственная агнозия => «слепые» часы или компас (без цифр или букв); ориентировка в непосредственной ситуации

Зрительная память => набор тестов на зрительную память

Буквенная агнозия => текст (разным шрифтом), методика на узнавание букв (зашумлённые, контуры, анаграммы)

Слева => цифры, написать какой-либо текст, составить рассказ по картинке (симультанность)

Акустический гнозис => отличен от исследования вербального; правое полушарие – ритмические постукивания, проигрыватель.

Сомато-сенсорный гнозис => тактильные агнозии (ключ-расчёска-карандаш – узнать, описать), можно попросить описать с закрытыми глазами фигуры (квадрат, шар, треугольник, звезда); проба на касание (прикасаются к разным частям тела пациента, у него глаза закрыты). Если есть проблемы, проверить на возможность самоназвания частей тела. Возможна проба на двойное касание (на близкорасположенных участках)

Память => нарущение специфической и неспецифической модельной памяти. Предполагается:

-беседа (стало ли хуже когда; попросить назвать даты, общие данные; методика 10 слов, несмысловых словосочетаний; ассоциативная память – 10 пар слов, связанных по смыслу; зрительная память – рисунки геометрических фигур на запоминание; тактильная память – на ощупь вспомнить предмет).

Внимание => счёт по Крепелину, обратный отсчёт, корректурная проба, таблицы Шульте

Эмоции => методики : ТАТ (тематический апперцепционный тест), картинки с эмоциями, Люшер

Мышление => в процессе беседы смотреть отклонение от нормы: методика классификаций (ключевая); сравнение, исключение; пиктограммы; прямой-обратный счёт

Речь (афазии) => спонтанная речь за всё время взаимодействия (чёткое понимание и ответы на серию стандартных вопросов), динамическая сторона речи; дни недели, месяцы, числа – по порядку – афферентная моторная афазия; проба на квазипространственное взаимодействие (семантическая афазия); диктант, чтение.

Конструктивный праксис => повторение позы (проба Хэдда – поза; Лурии – кулак, ребро, ладонь, Азерецкого - вращение и постукивание); куб Линка, рисунок – дом, дерево, человек; срисовывание стандартных фигур, доски Сегена, разрезанные картинки.



 

помощь после дтп