Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену “Религии и религиозные сети”. Часть 1

Печать

Шпаргалки к экзамену “Религии и религиозные сети"


 Синто как образ жизни японцев

Современный синто есть результат смешения местных и иностранных религиозных элементов в одну большую национальную традицию. Нельзя однозначно утверждать, что синто является традиционной религией, так как в синтоизме нет основателя или пророка, нет религиозной этики, нет священного писания, отсутствует и как таковая разработанная догматика. Такая специфичность синтоизма дает огромный простор для самых различных интерпретаций. Однако многие японские и зарубежные философы, и социологи характеризуют синтоизм, как «смесь стереотипов поведения, идей и действий, которые на протяжении более чем двух тысяч лет являются составной частью образа жизни японского народа». Хотя синто и не формирует никакого конкретного свода моральных правил и предписаний, тем не менее, именно синто задает вектор нравственному сознанию японского этноса. Культ предков, идея божественного происхождения японской нации сформировали такие характерные черты японского этноса как уважение к старшим, сплочённость, глубокое осознание своей самобытности и уникальности.

Из моральных установок, присущих именно синтоистской традиции, наиболее существенными являются требование следовать естественному порядку вещей и соблюдать чистоту. При этом в культуре не проводилось различия между чистотой физической и духовной. Все остальные моральные категории, так или иначе, связанны с требованием чистоты и чаще всего не имеют чёткого истолкования и оформления в синтоизме.

Иными словами синто – это национальная культура, обычаи и традиции, среди которых человек рождается и воспитывается, другими словами, это – образ жизни.

Конфуцианство как Путь понимания роли человека в обществе.

Древнекитайский мыслитель Кун-цзы жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок – вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми.

Из контекста высказываний Конфуция становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, с другой – человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: “жэнь” – гуманность, человеколюбие; “синь” – искренность, прямота, доверие; “и” – долг, справедливость; “ли” – ритуал, этикет; “чжи” – ум, знание.
Идеальную форму правления Конфуций связывает с поддержанием естественного и неизменного порядка вещей через недеяние (увэй) достойного правителя, одним лишь своим поведением восполняющим недостающие звенья всеобщих связей в соответствии с дао, избегающего частных намерений и надуманных действий.

Стремление к совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с преодолением себя вплоть до самопожертвования. В его понимании вселенское значение гуманности скорее вынуждает предполагать, что гуманность – в природе человека, и осуществлять ее – значит следовать своей природе, а не ломать ее.

Изменение политической и идеологической позиций синто после Второй мировой войны.

После поражения Японии во Второй мировой войне государственное синто было упразднено и все связанные с ним учреждения ликвидированы. Оккупационные власти запретили государственное финансирование синто, а также преподавание его в учебных заведениях страны. Император перестал быть для японцев живым богом и первосвященником. Однако, согласно новой конституции 1947 г., он оставался символом государства и единства народа. Участие императора в синтоистских обрядах стало считаться делом его личных убеждений. После отделения религии от государства храмы государственного синто утратили привилегированное положение. Сохранились только формы синто, не связанные с государственным культом, а именно храмовое синто и синтоистские секты. Последние заимствовали обрядность из храмового синто, но при этом имели свои собственные догмы и пантеоны божеств. Итак, синто стало одной из религий Японии наряду с буддизмом и христианством. Такое положение существует и по сей день.