Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к экзамену “Религии и религиозные сети”. Часть 2

Печать

Религии и религиозные сети


Конституционные гарантии в Японии о свободе вероисповедания, мысли и слова

В Конституции 1947 г.— второй по счету в истории страны — заметно влияние англосаксонского права. В частности, влияние Основного закона США прослеживается в закреплении прав и свобод, особенно личных прав, основанных на концепции индивидуализма, на структуре и порядке функционирования института конституционного контроля. Отчетливо заметны три характерные черты этого акта: провозглашение народного суверенитета, закрепление широкого круга прав и свобод и ярко выраженный пацифизм.

Основные права и свободы личности неотделимы от принципа народного суверенитета. Центральным фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание новой роли личности, не как пассивного элемента в авторитарном правопорядке, а в качестве активного носителя прав и свобод. Конституция установила, что «все люди должны уважаться как личности»; они должны быть «равны перед законом» и они не могут подвергаться какой-либо «дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения». Конституция содержит внушительный список традиционных прав и свобод: свободу слова, мысли, вероисповедания, собраний, ассоциаций; печати и «иных форм выражения мнений».

Движение межрелигиозного согласия: Тэнри ке. Сока Гаккай. Комэйто.


Синтез идей, заимствованных из различных вероучений в русле новой религии, является как традиционной чертой, так и одним из признаков процесса «интернационализации религии», обусловленного как необходимостью религиозных институтов откликаться на факторы всемирного масштаба, так и взаимовлиянием различных религий на современном этапе мирового развития. В настоящее время усиливается стремление к познанию и пониманию одних религий другими, к поиску общности между ними, тяга к единству, что приводит к созданию «открытых», «планетарных» религиозных систем. Эта тенденция ясно просматривается в стремлении современных лидеров религиозных движений Японии к межрелигиозному диалогу, совместной деятельности.

Тэнри Кё - Религия божественной мудрости - общественно-религиозное движение, основанное в 1838 г. крестьянкой М. Накаяма. В догматике Тэнри кё элементы синто сочетаются с заимствованными из буддизма и еще в большей степени из христианства. Миссионерское рвение приверженцев этого вероучения основывается на положении о необходимости помочь другим людям смести с себя греховную пыль, что в конечном итоге должно привести к устранению всех социальных бед, ликвидации угрозы войны.

Секта Сокка Гаккай, основанная в 1930 г. на базе учения школы Нитирэн, формально может считаться буддийской. Однако на деле она, как и подавляющее большинство новых сект и учений религиозного толка в Японии, - доктрина, синтетически переработавшая в себе нормы синтоистской морали и японского образа жизни, заповеди и догматы буддизма, некоторые принципы конфуцианства. Сока-гаккай - это в некотором смысле символ религиозных норм и религиозно-культурных традиций в современной Японии.

Общество принимает активное участие в политической жизни Японии. В 1964 члены общества создали политическую партию «Комейто» («партия чистой политики»), которая придерживается центристской политической линии и выступает за следование этическим нормам в политической деятельности; основные принципы партии — чистота, благосостояние и мир.

Традиционно Сока гаккай считается самой молодежной группой, Тэнри кё - самой крестьянской.

Социальность новых религий проявляется не только во внимании, уделяемом вопросам равенства и справедливости, она также хорошо просматривается в общей нацеленности на индивида. Этим объясняется предлагаемый новыми религиями оптимизм, уверенность в собственных возможностях.

Идеология новых буддийских движений предлагает не только шанс улучшить свою жизнь, но и цель жизни, задачу, на выполнение которой можно эту жизнь потратить. Практически всем новым группам свойственны проекты построения царства Божьего на земле с легким националистическим акцентом. Так, для приверженцев Сока гаккай предназначением стало обращение всего человечества в «истинную веру». Причем Япония становится своеобразной «цитаделью рая на земле», местом, куда человечество придет для почитания «истинного объекта поклонения», как считают адепты Сока гаккай, куда с небес прольется божественный нектар от всех невзгод, которого ждут верующие Тэнри кё. Японии отведено особое значение в цивилизационном процессе, она сыграет особую роль в подготовке человечества к приходу мессии, так как японская культура обладает уникальными характеристиками.