Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории мировых религий. Часть 2

Печать

21. Католическая догматика


1054 г. окончательное разделение Церквей. Предпосылки – в 5-6 вв. В 589 г. западные отцы церкви решили уравнять Отца и Сына. Западная церковь, в отличие от Восточной, была избавлена от необходимости постоянно доказывать свою правоту. Она обладала несравненно большей свободой маневра и даже могла себе позволить внесение изменений в догматику, не опасаясь вызвать у кого-либо сомнения в своем правоверии. Так, уже в пылу спора с арианами Западная церковь усмотрела «соблазн» в 8-м члене Никео-Цареградского символа веры - об исхождении Св. Духа от Отца. В этом западные отцы церкви увидели «умаление» Бога-Сына по отношению к Богу-Отцу. Поэтому на Толедском соборе в 589 г. было решено «подправить» этот пункт с тем, чтобы «уравнять» Отца и Сына: в него было добавлено слово «filioque» - «и сына». Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына стало первым камнем преткновения в отношениях между Западом и Востоком христианского мира.

Также спор сводился к вопросу о соотношении божественной благодати и свободе воли: Пелагий отдавал приоритет свободе воли (спасение невозможно без сознательного стремления человека); Августин увидел угрозу авторитету Церкви. Учение Августина о единоспасающей благодати – Бог создал человека из души и тела, раздор Бог устранил наделив человека даром благодати. Благодать сдерживала свойственные плоти низменные порывы. Т.о., греховность – естественное свойство, а праведность – сверхъестественное. Первородный грех не изменил природу, но означал потерю благодати. Христос вернул в мир благодать. Приобщение возможно лишь через Церкви.

Учение о сверхдолжных заслугах. Праведность Святых и апостолов была больше, нежели простых монахов или мирян. Их заслуги перед Церковью и богом – сверхдолжные, т.е. минимально необходимы для райского блаженства. Резерв добрых дел для людей, которым не хватает добрых дел. Это учение получило оформление в булле папы Климента VI (1349 г.) а практическим выводом из него стала раздача, а затем и продажа индульгенций - особых грамот, подтверждающих прощение грехов данного человека за счет его наделения некоторой толикой из «запаса добрых дел».

Догмат о чистилище. Промежуточная инстанция, через которую проходят души умерших, прежде чем попасть в рай или ад. Теологов смущало противоречие между представлением о рае как обители безгрешных праведников и убеждением в том, что «все не без греха». Выход был найден в утверждении, что после смерти человеческие души проходят очищение огнем, и лишь те, чьи грехи были невелики, очистившись, попадают в рай. Те, чьи грехи были невелики, попадают в рай. Души, запятнанные грехами, после чистилища низвергаются в ад. Время пребывания в чистилище также зависит от молящихся.

Дева Мария. Согласно католическому вероучению Дева Мария, чтобы быть достойной стать матерью Спасителя, была в виде исключения, «привилегии» еще до рождения освобождена от первородного греха. Она была зачата непорочно и получила дар «первобытной праведности», как бы уподобившись Еве до грехопадения. Это учение возникло еще в IX в., а в 1854 г. - было официально признано церковью как догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г. папой Пием XII был обнародован догмат о телесном вознесении Девы Марии.

Непогрешимость (1870 г.). Из всех вероучительных принципов католицизма наибольшие споры вызывал и продолжает вызывать догмат о непогрешимости папы римского в вопросах веры, принятый на Первом Ватиканском соборе в 1870 г. Согласно учению о непогрешимости папы в вопросах веры римский понтифик, как преемник верховного апостола Петра, будучи олицетворением Церкви, обладает той непогрешимостью, которой церковь наделена самим Спасителем. Более того, по утверждению католических теологов, папа сам является живым воплощением Христа.

Как писал в 1922 г. епископ Буго, Христос реально присутствует в Церкви в таинстве евхаристии - под покровом хлеба и вина, преосуществляемых в плоть и кровь Христову. Но в евхаристии его присутствие не полно, т.к. в ней Христос безгласен. Другая же, «глаголющая» половина Христа - папа. Таким образом, евхаристия и папа, заключает Буго,- это два покрова, под которыми Иисус Христос пребывает в своей целостности, и вместе они образуют полноту боговоплощения.