Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по курсу Русский язык и культура речи

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по курсу Русский язык и культура речи
Коммуникативное качество
Типы норм. Понятие речевой ошибки
Русский язык конца XX – начала XXI в.
Правильность речи. Нормы ударения
Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы
Связь между стилями произношения и дикцией
Черты, присущие произношению в профессиональной публичной речи
Акцентологические нормы
Нормы словоупотребления
Точность речи. Основные условия создания точной речи
Избыточность средств выражения и точность речи
Паронимия и точность речи
Полисемия, омонимия, терминология и точность речи
Логичность речи
Функциональные стили СРЛЯ. Понятие стиля.
Взаимодействие функциональных стилей
Дифференциация функциональных стилей
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей СРЯ
Научный стиль
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
Официально – деловой стиль
Устная и письменная разновидности литературного языка
Возникновение и развитие русского делового письма
Итог документирования - создание документа
Требования, предъявляемые к деловому письму
Типы документов
Правила оформления документов
Справочно-информационные и справочно- аналитические документы
Структура и содержание официальных писем
Приемы унификации языка
Языковые формулы официальных документов
Реклама в деловой речи
Понятие об ораторском искусстве
Оратор и его аудитория
Подготовка к публичному выступлению
Методы логической организации материала
Культура речи и другие науки
Все страницы

Предмет и задачи культуры речи


Учение о речевой культуре имеет длительную и нелёгкую историю. Оно зародилось в Древней Греции - в теории и практике ораторского искусства. В России эту теорию и практику оригинально осмыслил и развил на материале отечественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические удары В.Г. Белинского

расшатали теоретические устои риторики первой половины ХIХ столетия. Однако не угасал в обществе, в среде передовых литераторов, юристов, учёных интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики занята стилистика, включавшая элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии ХХ века культуры речи как научной дисциплины.

Напряжённо и требовательно осмысливали свою и чужую речевую практику А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М. Горький и другие русские университетские педагоги Грановский и Миротворцев оттачивали речевое мастерство в сфере своей профессии.

Практические и теоретические задачи речевой культуры стали к настоящему времени и актуальными задачами развития лингвистической науки. В ХХ веке такие лингвисты, как Чернышев, Л.В.Щерба, Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные последователи и ученики постепенно, всё полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «Культура речи» или «Речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь.

Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в многочисленных статьях и сборниках, в программе средней и высшей школы, но и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Розенталя и Теленковой о термине «Культура речи» читаем: « 1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определённую эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая); 2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период, соблюдение норм произношения, ударения словоупотребления, формообразования, построений словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота…»

Термин «Культура речи» многозначен. Во-первых, его можно понимать в широком смысле, и тогда он имеет синоним «Культура языка». (В этом случае подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом). Во-вторых, в узком смысле, «Культура речи» - это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного, устного и письменного общения. В-третьих, Культурой речи называют самостоятельную лингвистическую науку.

Л.И. Скворцов даёт такое определение: «Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

В лингвистической литературе традиционно принято говорить о двух ступенях освоения литературного языка: 1) правильности речи и 2) речевом мастерстве. Правильность, как одно из основных коммуникативных качеств речи, предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях. Оценки различных способов языкового выражения при этом определённы и категоричны: правильно /неправильно, допустимо/недопустимо, допустимо и то и другое. Речевое мастерство предполагает не только следование нормам, но и умение выбрать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый. Оценки вариантов при этом такие: лучше / хуже, вернее, яснее, точнее.

Культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру его мышления, культуру языка. Культура речи как лингвистическая наука изучает совокупность и систему коммуникативных качеств. Предметом её изучения является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей совокупности и коммуникативных качеств.