Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Имя прилагательное как часть речи

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Образование краткой формы и степеней сравнения. Изучение прилагательных в начальной школе.

 

Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.

Лексико-грамматические разряды

В зависимости от грамматисеского значения прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные обозначают признак предмета непосредственно, без отношения к другим предметам: высокое здание, красивый ребенок.

Особенности:

- наличие полной и краткой формы: красивый0красив

- изменение по степеням сравнения: добрый-добрее-самый дорый

- возможность образования наречий: далекий – далеко;

- возможность образования отвлеченных существительных – красивый – красота

- возможность вступать в антонимичные пары – хороший-плохой

Относительные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству: апельсиновый сок, лабораторное оборудование… Не обладают грамматическими и лексико-словаообразовательными особенностями, характерными для качественных прилагательных.

Притяжательные обозначают принадлежность предмета определенному лицу или животному. Две группы: с суф. – ов, -ев, -ин, -ын (отцов, пекарев) и прилагательные на -ий, -ья, -ье, -иный, -ский.

Качественные могут переходить в относительные и наоборот при переносном значении (белое море, деревянный голос, волчьи зубы-волчья шуба-волчий аппетит)

Качественные прилагательные, имеющие в единственном числе мужского рода нулевое окончание, в единственном числе женского рода а(я), в единственном числе среднего рода о(е), во множественном числе всех родов и(ы) и употребляющиеся в основном в функции сказуемого, являются краткими прилагательными. Они не изменяются по падежам.

Краткие образуются от полных и соотносятся с ними семантически. Некоторые качественные прилагательные не имеют частных форм: коричневый, вороной, трагический…

Степени сравнения – грамматическая словоизменительная категория качественных имен прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве. Три формы: положительная, сравнительная, превосходная.

Положительная называет признак без сопоставления. Средство выражения – форма ед. и мн. Числа прилагательных: сильный голос.

Сравнительная степень указывает на качество предмета, проявл. В больш или меньш степени. Голос стал сильнее.

Простая форма сравнительной формы образуется синтетически с помощью суф. –ее, -е, -ше, некоторые формы образуются суплетивно – хороший – лучше, плохой – хуже.

Сложная форма образуется аналитически прибавлением слова более или менее.

Превосходная степень указывает на высшую степень качества по сравнению с другим предметом.

Простая форма – синтетически суф. –ейш, -айш. Характерна для книжной речи.

Сложная форма – аналитически самый, наиболее, наименее, прибавлением к сравнительной степени слов всего, всех.

Некоторые прилагательные не образуют превосходной степени: дружеский, былой… фиолетовый…

Изучение прилагательных в начальных классах

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III классе — склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи. Прилагательное изучается в взаимосвязи с существительным. В I классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, во II и III классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.