Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Имя числительное как часть речи. Разряды числительных

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы

Имя числительное как часть речи. Разряды числительных. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные. Роль знаний о числительных в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

 

Имя числительное – это часть речи, которая обозначают количество предметов и их порядок при счете. Принято выделять:

количественные числительные – обозначают отвлеченное число, «один», «четырнадцать» и так далее, в эту группу входят и слова, и словесные сочетания. Количественные числительные связаны с идеей математических величин, так как значение данной группы имен числительных математизировано, не случайно и то, что количественные числительные имеют свой графический аналог – цифры;

Количественные числительные по своей структуре делятся на:

простые непроизводные: «два», «сорок» и так далее;

простые производные – «двенадцать», «тридцать» (здесь -надцать- и -дцать- являются суффиксами) и так далее;

сложные – с двумя корнями: «пятьдесят», «двести» и так далее;

составные – состоящие из нескольких слов: «тридцать четыре», «сто пятьдесят один».

Категорией рода обладают только количественные числительные «один» и «два» или составные числительные, оканчивающие на «один» и «два»: «один стул», «одна кофта», «одно солнце» и так далее. За исключением числительного «один», все количественные числительные лишены категории числа.

Таким образом, единственной объединяющей категорией для всех количественных числительных является падеж.

Склонение количественных числительных не типизировано. Поэтому выделяют несколько групп количественных числительных, в которых слова склоняются относительно единообразно:

числительное «один» имеет флексии имени существительного, и только форма «одних» аналогична соответствующей форме прилагательных;

числительные «два», «три», «четыре» склоняются, как прилагательные, однако уникальными являются формы творительного падежа «двумя», «тремя», «четырьмя»;

третью группу составляют числительные от «5» до «20», «20» и «30», которые склоняются как существительные женского рода третьего склонения;

четвертую форму составляют три числительных: «40», «90», «100», которые имеют всего две падежные формы;

пятая группа – это сложные числительные: «50», «60», «70», «80», «200», «300», «400», в которых изменяется каждая основа: «пятидесяти», «пятьюдесятью» и другие;

шестая группа – это составные числительные, в которых склоняется каждое слово отдельно;

и, наконец, седьмую группу составляют числительные «тысяча», «миллион», «миллиард», которые склоняются как существительные соответствующих склонений.

Собирательные числительные – «двое», «четверо»;

Данная группа числительных является достаточно замкнутая, она включает в себя числительные, которые обозначают совокупность предметов, которое осмысливается как целое: «двое», «восьмеро» и другие. Собирательные числительные можно «узнать» по нескольким признакам:

их значение менее математизировано, чем у количественных числительных, и не может быть обозначено цифрами; они обладают ограниченной сочетаемостью с существительными: сочетаются только с именами существительными мужского пола: «пятеро школьников», с названиями детенышей животных: «семеро козлят», с существительными: «четверо ножниц», «дети», «ребята», «люди»: «трое детей».

Правила сочетания с существительными собирательных числительных совпадает с аналогичными правилами количественных числительных.

Склонение собирательных числительных происходит по модели прилагательных во множественном числе, кроме именительного и винительного падежей: «двое», «двоих», «двоих»/ «двое», «двоими», «двоих».

Иногда к собирательным числительным относят слова «оба», «обе», но они не образованы от числительного и не участвуют в образовании составных и сложных числительных. Статус этих слов в русской морфологии до конца не определен, не случайно академик А.А. Шахматов выделял специальный разряд количественных местоимений.

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете, и все они, кроме слов «первый» и «второй», образованы от количественных числительных. Грамматические свойства порядковых числительных близки к прилагательным.

Дробные числительные

Дробные числительные обозначают часть от целого числа. Они всегда представляют собой словесные комбинации: «три четвертых» - и являются аналогами математических дробей. Состоят из количественного и порядкового числительных.

Сочетаются с другими словами дробные числительные по следующим правилам: если дробное числительное находится в форме именительного или винительного падежа, то порядковое числительное принимает форму родительного падежа множественного числа: «три шестых» за исключением случаев, когда в знаменателе дроби находится «2»: «одна вторая»;

во всех остальных падежах второй компонент согласуется с числительным в числителе: «тремя шестыми». К дробным числительным иногда относят слова «полтора» и «полтораста», которые имеют по две словоформы: «полтора» и «полутора» и «полтораста» и «полутораста». Однако до сих пор точного определения этих слов нет.

Роль знаний о числительном для учителя состоит в том, чтобы речь учителя была грамотной и образцовой для детей, чтобы учитель мог исправлять ошибки учащихся.