Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы

Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Система грамматических категорий глагола. Категория вида, залога, наклонения, времени, лица. Категории глагола, которые изучаются в начальных классах.

 

Глагол – знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого.

К неспрягаемым формам т.е. формам, которые не изменяются по лицам, временам, наклонениям, относятся инфинитив, причастие, деепричастие: читать, читающий, читая. Все остальные формы – спрягаемые.

Инфинитив – начальная форма с которой связана вся остальная система форм. Называет процесс не отнесенный к какому-либо лицу. Характеризуется особыми суф. – ть, -ти, -сти, -сть, -чь. В предложении может выступать любым членом. Курить – воспрещается – подлежащее.

Глагол имеет две формообразующие основы – основа настоящего времени и основа инфинитива.

Основа настоящего времени выделяется путем отсечения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени. (пиш-ут). Основа инфинитива выделяется путем отсечения суф. –ть. (писа-ть)

От основы настоящего времени образуются:

Формы настоящего времени

Формы повелительного наклонения

Причастия настоящего времени

Деепричастия несовершенного вида

От основы инфинитива образуются

Формы прошедшего времени изъявительного наклонения

Формы сослагательного наклонения

Причастия прошедшего времени

Деепричастия совершенного вида

Классы глаголов – это словообразовательные группы, которые объединяют глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего – будущего времени. Выделяют продуктивные и непродуктивные классы.

Глаголы, имеющие такое соотношение основ инфинитива и настоящего-будущего времени, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, относятся к продуктивным классам. Продуктивных глагольных классов 5.

Класс Основа инфинитива Основа настоящего времени Пример

1 а ай читат-ь - читай-ут

2 е ей беле-ть - бел-ей-ут

3 ова (ева) уй диктова-ть - диктуй-ут

4 ну н гну-ть - гн-ут

5 и утрачивает и строи-ть - строй-ат

В непродуктивные классы входят глаголы, соотношение основ которых не характерно для вновь образуемых слов. Писать-пишут, бить-бьют. 1-4 класс – 1 спряжение, 5 класс – 2 спряжение.

Виды глагола

Вид выражает различия в протекании действия. Совершенный и несовершенный. Глаголы совершенного вида обозначают действие как целостное, ограниченное. Я написал письмо. Глаголы несовершенного вида не содержат указания на достижение предела. Он пишет письмо. Некоторые глаголы не имеют видовой пары и называются одновидовыми – сожалеть, напевать… Если оба видовых значения выражаются в одной форме – двувидовые – женить, обследовать.

Переходность

Переходные и непереходные. Если глагол согласуется с существительным в в.п. без предлога, то он переходный. Также может согласоваться с существительным в Р.п. при обозначении части объекта – выпить чая, и при наличии отрицания – не купит молока. Непереходные глаголы обозначают действие неспособное переходить на прямой объект, они не сочетаются с существительным в в.п. без предлога. Показателем непереходности служит аффикс –ся(сь), но непереходными могут быть и глаголы без ся.

Залоги глагола

Глагол может выступать в активной и пассивной синтаксической конструкциях. В активной – подлежащее называет действующее лицо, сказуемое-действие, а прямое дополнение в винительном падеже без предлога – объект. Рабочие строят дом. Основу активной конструкции составляет подлежащее и сказуемое. ПОДЛЕЖАЩЕЕ – СКАЗУЕМОЕ – ДОПОЛНЕНИЕ Пассивная конструкция содержит подлежащее, называющее объект, сказуемое, называющее действие, и косвенное дополнение в творительном падеже, называющее действующее лицо. Дом строится рабочими. ПОДЛЕЖАЩЕЕ – СКАЗУНМОЕ – ДОПОЛНЕНИЕ. Глаголы выступающие в пассивной конструкции называются глаголами страдательного залога. Глагол имеет действительный залог, если подлежащее при нем называет действующее лицо.

Наклонение

Выражает отношение действия к действительности. Действие которое реально существует выражается глаголами изъявительного наклонения. Действие которое реально не существует, а является желательным или возможным выражается глаголами сослагательного и повелительного наклонений. Сослагательное наклонение образуется аналитически: форма прошедшего времени + частица бы. Формы повелительного наклонения как правило образуются от основы настоящего или будущего простого времени двумя способами: 1) суф. –и (пиши), 2)бессуфиксальным (думай, ешь).

Время глагола

Категория времени выражает отношение действия к моменту речи: настоящее, прошедшее, будущее.Только глаголы изъявительного наклонения имеют форму времени.

Глаголы настоящего времени обозначают, что действие совпадает с моментом речи.

Имеют значения:

Действие в момент речи (я еду на работу)

Действие постоянное вневременное (несколько морей омывают берега нашей страны)

Действие выражающее свойство предмета (он славно пишет)

Глаголы прошедшего времени обозначают, что действие совершалось до момента речи.

Имеют значения:

Совершенный вид

Действие совершилось в прошлом, а результат сохраняется до настоящего

Действие которое совершилось раньше другого

Несовершенный вид

Действие в его течении в прошлом

Действие не раз повторяющееся в прошлом

Глаголы будущего времени обозначают действие, которое совершается после момента речи. Бывает простая и сложная. От глаголов несовершенного вида – сложная, используется вспомогательный глагол быть. Будешь читать, будем читать. От совершенного вида – простая. Прочитает.

Лицо

С помощью личных форм говорящий указывает, кто производит действие. Глагол имеет три лица, отличающиеся во множественном числе. Если производитель действия совпадает с говорящим, то глагол употребляется в 1 лице единственном числе. Если действие производится группой, в которую входит говорящий, то используется форма 1 лица множественного числа. Если действие производится собеседником, то глагол выступает в форме 2 лица единственного числа. Если собеседников несколько, то употребляется форма 2 лица множественного числа. Действие, совершаемое не участником акта речи, выражается формой 3 лица единственного числа. Если производителей действия больше одного, то используется форма 3 лица множественного числа. Данные значения форм лица – первичные.

По лицу характеризуются глаголы в формах настоящего и будущего времени, изъявительного наклонение. Стоит отметить, что не все глаголы обладают всеми формами лица. Неполную парадигму лица имеют глаголы страдательного залога: они употребляются только в форме 3 лица единственного и множественного числа («изучаться» - «изучается», «собираться» - «собирается»). Некоторые глаголы лишены формы 1 лица, например, «убедить», «дудеть» и другие. Другая группа глаголов лишена форм 1 и 2 лица: «чернеть», «близиться» и так далее. Среди причин таких изменений можно назвать следующие:

- эти глаголы обозначают действия, которые не могут осуществляться лицом: «зеленеть»;

- такие действия не могут быть единичными: «сбежаться»;

- потенциально формы лица возможны, но они могут привести к омонимии форм: «бузить»;

- орфоэпическое неудобство потенциальных форм: «победить».

Глаголы в форме повелительного наклонения обладают только формой 2 лица единственного или множественного числа. Не имеют форм лица глаголы в форме сослагательного наклонения, глаголы в форме прошедшего времени, а также безличные глаголы, так как действие последних не связано с прямым субъектом: «светает», «вечереет».

Основные задачи начальной школы при изучении глагола заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения.