Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Переход слов из одной части речи в другую

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы
Переход слов из одной части речи в другую (субстантивация, адъективация, прономинализация, адвербиализация). Роль знаний об этих процессах в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Субстантивация – переход в разряд имен существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных) вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет. Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например, некоторые прилагательные давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами (ов) и (ин), обозначающие фамилии и названия населенных пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Митино и др… Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная. Субстантивация бывает полная и частичная. О полной субстантивации говорится тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).

Адвербиализа́ция — переход в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи.

Основа процесса адвербиализации — изоляция той или иной формы от системы словоизменения своей части речи и приобретение ею нового грамматического значения.

С точки зрения истории языка, адвербиализации подвергаются:

1) формы прилагательных, например: «снова», «высоко», «по-домашнему»;

2) отдельные падежные формы существительных, например: «пешком», «даром»;

3) предложно-падежные формы, например: «издавна», «непременно»;

4) прочие сочетания, напр., «сегодня».

5) глагольные формы, например: «почти», «нехотя».

Адъективация — переход различных частей речи в класс прилагательных без использования специальных словообразовательных аффиксов. Например: неизменяемые слова, утомленный вид, первый (в смысле "лучший") ученик, шахматист он никакой, где перед нами не причастия, числительные, местоимения, а прилагательные. К А. относят также употребление наречий в роли определения при существительных, обозначающих конкретные предметы: душа нараспашку, волосы торчком, шапка набекрень. В наиб. степени А. свойственна причастиям, у которых она проявляется в утрате или изменении функций грамматич. категорий вида, времени и залога - основных глагольных признаков причастий. Различают 2 основных типа адъективации причастий. Во-первых, адъективация может быть вызвана возникновением у причастий переносных лексических значений, характерных для качественных прилагательных, вследствие чего происходит отрыв от соответствующего глагола; например: блестящие способности, подавленное настроение, оживленная беседа, упавший голос. Следствием семантического сдвига может быть появление грамматических и лексико-словообразовательных признаков качественных прилагательных, например, возможность образования форм сравнительной и превосходной степени, например: более цветущий вид, самый выдающийся ученый. Во-вторых, адъективация причастий может основываться на функциональном переосмыслении значений вида, времени и залога без утраты связи с ними; для причастий прошедшего времени совершенного вида характерно обозначение состояния, являющегося результатом предшествующего действия, например: освященные окна, промерзшая земля, а для действительных и страдательных причастий настоящего времени - обозначение способности выполнять действие или подвергаться воздействию извне, например: вьющиеся растения, печатающее устройство, нержавеющая сталь.

Прономинализация – переход других частей речи в местоимения. В значении местоимений могут употребляться числительные один, одна, одно (в одну из суббот), некоторые причастия, прилагательные и существительные: в данный (этот) момент, в известной (некоторой) мере.

В начальной школе специально такой работы не ведется, но учащиеся могут наблюдать этот процесс на попадающихся примерах, учитель дожжен знать этот материал, чтобы грамотно детям объяснить данное явление.