Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Понятие о сложном предложении

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы

Понятие о сложном предложении. Сложноподчиненные предложения, их типология. Работа с предложением и словосочетанием в системе развития речи младших школьников.

 

Сложное предложение – это более сложное по сравнению с простым предложением грамматическая единица, представляющая сложное суждение, состоящая из двух или более грамматических основ, ориентированная на выражение двух или более ситуаций. Предикативные части сложного предложения функционируют как единое высказывание, вследствие чего сложное предложение имеет смысловую и интонационную завершенность.

Классификация СП.

Сложноподчиненное предложение.

Это иерархически организованная структура, в которой одна из частей грамматически (синтаксически) подчинена другой части. Выделяются подчиняющая (независимая, главная) часть и подчиненная (придаточная) часть. Обе части об разуют структурно-семантическое единство.

В качестве средств связи ПЧ в СПП служат:

1. Подчинительные союзы.

Тип союза

Выражаемое отношение

Примеры

временные

указывают на время

когда, пока, едва, лишь, лишь только, как, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др

причинные

указывают на причину

потому что, так как, оттого что, ибо , благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и др.

целевые

указывают на цель

чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только и др.

условные

указывают на условие

если, раз, если бы, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, в случае если и др.;

уступительные

указывают на противоречие одного события другому

хотя; пусть; даром; несмотря на то, что; пускай  и др.

сравнительные

указывают на сравнение

как, как будто, словно, подобно, все равно что, прямо как  точно, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы и др.

следственные

указывают на следствие

так что;

2. Союзные слова. Выражаются относительными местоимениями (кто, что, какой, каковой, который, чей, какому); местоименными наречиями (где, куда, откуда зачем, как, почему, когда, отчего).

3. Интонация

4. Опорные слова

5. Корреляты (указательные местоимения, употребляемые в главной части)

6. Порядок предикативных частей.

7. Лексические средства связи (повторы и т.п.)

8. Соотношение видовременных и модальных планов сказуемых.

Все СПП подразделяют на предложения:

- расчлененной структуры (присоставные)

- нерасчленённой структуры (присловные).

В предложениях нерасчленнёной структуры придаточная часть относится к одному опорному слову или СС и распространяет его.

В предложениях расчлененной структуры придаточная часть распространяет в целом главную часть.

В предложениях нерасчлененной структуры придаточная часть распространяет одно слово в главной части и реализует его валентность. Выделяются собственно присловные и приместоименные СПП.

В собственно присловных опорным словом служит полнозначная часть речи – глагол, существительное, прилагательное; в приместоименных – местоимения. Реализуя категориальную (то есть, частиречную) валентность опорного слова (способность слова распространяться, которая обусловлена его принадлежностью к определенной части речи) существительного или ЧР, которая перешла в существительное (субстантивированное прилагательное…) выделяют атрибутивное (определительное) значение СПП.

Атрибутивные СПП могут иметь частные значения:

Выделительное( выделяет предмет из числа однородных, с помощью коррелята или указательного местоимения «то»). Слово Божье – это карта, которая помогает нам проложить курс по жизни. Божьих наследников не может не интересовать дело, которое оставил им Отец.(?)

Распространительное (описывается целый класс предметов). С детских лет по натуре и по сердцу мне больше всех наших праздников разных, воскресенье, которым в родной стороне завершается масленый праздник. Я показал письмо Марье Ивановне, которая нашла его убедительным и трогательным.

Способность слова к его распространению, обусловленная его лексическим значением, называется лексической валентностью. Лексическая валентность проявляется, когда опорными словами служат глаголы мысли, речи, чувства, а также отглагольные существительные. Они требуют объектного распространения. И такие СПП называются изъяснительно – объектными. В придаточной части содержится объект. Я хочу написать, как опять совершается великое чудо творения.

Изъяснительно – объектное СПП.

Придаточная часть реализует лексическую валентность опорного слова. Придаточная часть восполняет смысловую и строевую недостаточность ГЧ. Опорное слово требует изъяснения, то есть обязательного дальнейшего развертывания смысла до его необходимой достаточности. Опорным словом в таких предложениях служит прежде всего глагол (восприятия: речи, чувства). Слова других ЧР участвуют в формировании изъяснительных отношений только благодаря своим словообразовательным связям с глаголом.

Опорные слова:

- краткие прилагательные – рад, добр, умен;

- Оценочные наречия – хорошо, плохо;

- оценочные существительные – счастье, беда, глупость.

С союзами или союзными словами.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

Это такая радость, что вы у нас ночуете.

Мальчик рад, что решил трудную задачу.

Сравнительно – объектные СПП.

Выражается отношение несходства, различия, отсутствия подобия. Один из членов ГЧ выражен с помощью сравнительной степени прилагательного и непосредственно подчиняет себе придаточную часть союзами (чем, нежели). Придаточная часть реализует лексико-морфологическую валентность опорного слова. Все закончилось лучше, нежели они ожидали.

Могут быть две формы сравнительной степени – два соотнесенных корпоратива. Чем сильнее испытание, тем сильнее вера.

Вместо формы сравнительной степени, выступают иногда прилагательные: иной, другой.

Сегодня она смотрела на него несколько другими глазами, нежели вчера.

II. Приместоименные СПП.

Опорное слово – местоименное.

Общее ГЗ = координационно – пояснительное.

Употребляются парные местоимения, которые соотносятся между собой: все – что, тот – кто, то – что, так – как, столько – сколько, настолько – насколько, ….

Разновидности структуры.

1)Субстантивный вид. Все, что мерещилось, сожжено.

2) Адъективный (определительный). Лес такой, каким я его видел.

3) Адвербиальный (наречный). Все шло так, как было задумано.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры

(присоставные, приосновные).

ПридЧ сочетается со всей ГлЧ. Таким образом, ГлЧ не имеет в своем составе Гл слова. ГлЧ и ПридЧ соединяются между собой с помощью подчинительных союзов, которые оказываются главным средством выражения грамматического значения:

времени

причины

следствия

цели

условия

сравнения

с уступительным значением.



 

наращивание ногтей гелем фото