Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Классификация морфем

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы
Классификация морфем: морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Основа слова (непроизводная, производная, производящая). Порядок разбора слова по составу в начальной школе.

 

Морфемы, вычленяющиеся в словах русского языка, делятся на два типа: корневые и аффиксальные.

К корневым морфемам относятся только корни, например: ветер(Ø), лес(Ø), облак(о), вез(ут), теб(я), вот, до, там, мяу и т. п. К аффиксальным морфемам относятся суффиксы, префиксы, окончания, постфиксы. Примыкают к ним аффиксоиды.

Корень является смысловым ядром, носителем лексического значения слова. Аффиксальные морфемы выражают дополнительные (служебные) значения - словообразовательные или грамматические, которые как бы нанизываются на семантику корня, модифицируя или конкретизируя ее в каком-либо отношении. Ср. писать и вписать, выписать, записать, дописать, исписать, описать, пописать, понаписать, подписать, приписать, прописать, расписать, списать и др.

Корень является обязательной частью слова и выступает как его структурно и семантически организующий центр. Аффиксы присоединяются к корню, как бы нанизываются на него в определенной последовательности. Ср.: мир - мир-и-ть - при-мирить - примир-ен(иj-е) - прими-рен-ец - примиренч-еск(ий) - примиренческ-и; бел(ый) - бел-и-ть -по-белить - побел-к-а; жать - вы-жать - выжим-а-ть - выжим-к-и; чист(ый) - чист-и-ть - о-чистить - очист-к-и.

Корневые морфемы чаще всего встречаются в сочетании с аффиксами. В русском языке имеются корневые слова без аффиксов. Это непроизводные неизменяемые слова: туда, везде, всюду, где, ох, увы, ага, кукареку. Что же касается аффиксов, то они употребляются только в составе слова.

Аффиксы отличаются друг от друга по месту в слове. По отношению к корню различаются префиксы (приставки) и суффиксы. Аффиксы, находящиеся перед корнем, называются префиксами. Аффиксы, находящиеся после корня, называются суффиксами. По отношению к концу слова выделяются окончания, хотя они и не всегда находятся в абсолютном конце слова. Аффиксы, находящиеся после окончания, называются постфиксами.

Словоизменительные морфемы – окончание-это изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложения.

При изменении слова или образовании какой-либо его формы: числа (дом-дома), рода (красный - красное- красная), падежа (стол -столом - о столе), лица (решаю- решаешь- решает) - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения:

- у существительных, числительных, личных местоимений падеж и число;

- у прилагательных - падеж, число, род;

- у глагола в настоящем и будущем времени - род и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. не выражено звуком. Оно обна­руживается при сравнении форм слова. Например: конь – коня- коню).

Среди окончаний широко распространена омонимия.

В практике иногда встречается ошибка, заключающаяся в смешении понятий «окончание» и «конец слова». Следует различать эти понятия.

«Конец слова» - термин фонетический. Любое слово имеет конец. «Окончание» - термин морфологический, это особый аффикс. Окончание имеют только изменяемые слова.

Например: бра, депо и другие неизменяемые слова учащиеся смешива­ют, выделяя в них окончание, с изменяемыми словами нора, дело, сани.

Словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову.

Важнейшим элементом слова, наряду с морфемами, является основа слова - часть слова, выражающая его индивидуальное лексическое значение, включающая в себя понятийно-вещественное значение корня и деривационно-модификационное значение аффиксов.

Главным критерием производности основы является наличие при ней семантически мотивирующей производящей основы, по отношению к которой она является вторичной в словообразовательном процессе.

Непроизводными являются как членимые, так и нечленимые основы, не образованные от других основ, то есть рассматриваемые на словообразо­вательном уровне как первообразные, семантически немотивированные:

Сухой, тень, трясти, учить

Производными являются как членимые, так и нечленимые основы, об­разованные от других основ (производящих) и мотивированные их значени­ем: отвезти - везти

clip_image002

У производного слова есть производящая основа. В теории словообра­зования большую роль играет понятие производящей основы, которую не следует смешивать с производной основой.

Производящую основу трудно отыскать в большом количестве родст­венных слов - найти именно то слово, от которого данное производное сло­во.

Производящей основой является ближайшая в структурно-семантическом плане основа, от которой непосредственно (в один словообра­зовательный прием) образуется данная производная основа. Например, для существительного учитель производящей основой является учи- (основа гла­гола учить), для существительного учительство производящей является ос­нова - учитель-. Нахождение производящей основы необходимо для опреде­ления способа анализируемого слова.

Разбор слова по составу:

1. Найди в слове окончание: а) измени его так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравни изменения слова; в) отдели изменяющуюся часть. Это окончание. Обведи его рамочкой.

2. Найди корень: а) подбери слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; б) сравни родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначь его дужкой.

3. Найди приставку: а) отдели часть слова перед корнем; б) образуй другие слова с этой частью; в) проверь, действительно ли этот отрезок—одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку: часть слова, стоящую перед корнем); г) отдели значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначь приставку условным зн ч ком.

Найди суффикс: а) выясни, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; б) подбери слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом; в) проверь, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметь суффикс условным значком



 

Заказать кухни на заказ дешево и стильные кухни, цены