Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Понятие о способах словообразования и их классификация

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы

Понятие о способах словообразования и их классификация. Словообразование знаменательных частей речи (имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий). Роль знаний по морфемике и словообразованию в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

 

Словообразование — процесс образования новых слов на базе имеющихся языковых морфем.

Способ словообразования — характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными (производящими, мотивирующими) , а новое слово называется производным, мотивированным.

Классификация

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Бессуфиксный

Сложение

Переход одной части речи в другую

Приставочный

Приставка присоединяется к исходному слову. Новое получившееся слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок-подзаголовок), прилагательные (веселый-развеселый), местоимения (какой-кое-какой), глаголы — основной способ (читать-вычитать), наречия (ныне-доныне, всюду-повсюду).

Суффиксальный

К основе исходного слова прибавляется суффикс. Новое слово, как правило, является другой частью речи. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи: земля-земляк, лебедь-лебединый, один-одиннадцать, какой-какой-нибудь, белый-белеть, быстрый-быстро. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Более сложный по сравнению с приставочным, т. к. суффикс прибавляется не к целому слову, а к основе, при этом основа слова иногда видоизменяется:

отсечение части основы (заготовить-заготовка)

изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук-внучок)

Приставочно-суффиксальный

Одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Слово, от которого образовано слово

Приставка

Суффикс

Новое слово

ехать

закон

пар-а

грызть

границ-а

матросский

второй

плотный

тайна

река

раз-

у-

на-

о-

по-

по-

во-

в-

в-

за-

-ся

-и-

-ник

-ок

-ник

-ых

-ую

-н-

разъехаться

узаконить

напарник

огрызок

пограничник

по-матросски

во-вторых

вплотную

втайне

заречный

Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксом -ник, -й(е), -ок (наездник), глаголы с суффиксом -ся, (разболеться), наречия с приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему (по-братски).

Бессуфиксный

От слова отбрасывается окончание (зеленый-зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (повторить-повтор).

Этим способом образуются только существительные (чаще всего это слова, кот.употребляются в научном и деловом стилях речи (перерасход, отогрев)

От глаголов образуются существительные мужского рода (вывихнуть-вывих), редко — женского (записать-запись)

Большинство сущ. образуется от глаголов, имеющих приставки (отделить-отдел); редко — от бесприставочных глаголов (бегать-бег)

От прил. образуются сущ.только женского рода с мягким и шипящим основы (зыбкий-зыбь). Эти сущ. употребляются преимущественно в художественной литературе и поэтической речи.

Сложение

Соединение в одном слове двух слов (косилка+сено: сенокосилка). Образуются сложные слова — имеющие в своем составе 2 и более корней. Образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. Могут быть соединительные гласные о и е (пешеход).

Сложные слова образуются:

Сложением целых слов (диван-кровать).

Сложением основ слов без соединительных гласных (спортплощадка, Новгород)

С соединительными гласными, соединяющими основу или часть основы слова с целым словом (новостройка, свежемороженый)

Сложение основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, головокружительный)

Слияние слов (вечнозеленый, впередсмотрящий)

Так образуются в основном существительные и прилагательные.

Сложение сокращенных основ

Сложение сокращенных основ исходных слов (вуз). Так образуются сложносокращенные слова.

Сложение слогов или частей слов полного названия (завхоз)

Сложение названий начальных букв (МГУ)

Сложение начальных звуков (ТЮЗ, МХАТ)

Смешанный способ — сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др. (завуч, горВТЭК).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов (вуз-вузовец-вузовский).

Переход одной части речи в другую

Слова переходят из одной части речи в другую, при этом приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков (ехали шагом, шагом — нар., не изменяется)

Из какой части речи перешло слово и что обозначает

В какую часть речи перешло слово и что стало обозначать

Примеры

Примеры

Прилагательное (признак)

существительное (предмет)

столовая посуда

Столовая открывается в 8 часов

Числительное (порядок при счете)

прилагательное (признак)

первый год в школе

Чернов — первый (лучший) ученик.

причастие (признак предмета по действию)

прилагательное (признак)

подтянутые резервы

подтянутый вид

деепричастие (добавочное действие)

наречие (признак действия)

лежа на песке, загорал

читать лежа вредно

существительное (предмет)

Наречие (признак действия)

медленным шагом

ехали шагом

наречие (признак действия)

предлог (выражает зависимость от глагола)

Впереди замелькали огни деревеньки.

Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья.

деепричастие (добавочное действие)

предлог (выражает зависимость от глагола)

Он писал ему часто, благодаря друга за переписку.

Благодаря своевременной помощи больной быстро поправлялся.

местоимение (указывает на предмет)

союз (связывает предложения)

Что он сказал?

Он сказал, что завтра занят.

числительное (количество предметов)

частица( ограничительное значение)

Петр возвратился один.

Один Чичиков не навестил больного учителя (только Чичиков).

Образование самостоятельных частей речи

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Наречия

Имена существительные

Чаще всего образуются от сущ., прил., числ. и гл.:

при помощи суффиксов (камень-каменщик, строить-строение)

при помощи приставок (непогода, сверхскорость)

при помощи суффиксов и приставок одновременно (стакан-подстаканник)

сложением (железо, бетон — железобетонный)

сложением сокращенных слов (универсам)

бессуффиксным способом (заплывать-заплыв)

путем перехода прилагательных в существительные (столовая комната-столовая)

Имена прилагательные

Образуются от сущ., гл.и других прил.:

при помощи суффиксов (комната-комнатный, вязать-вязаный)

при помощи приставок (удалой-разудалый)

при помощи суффиксов и приставок одновременно (под землей-подземный)

сложением основ без суффикса и с прибавлением суффикса (новый год-новогодний, русский, немецкий-русско-немецкий)

слиянием слов (трудно доступный-труднодоступный)

путем перехода слов из других частей речи (первый номер-первый(лучший) ученик)

Глаголы

При помощи:

приставок (писать-дописать)

суффиксов (белый-белить)

суффиксов и приставок одновременно (столб-застолбить)

Глагольные формы причастий и деепричастий образуются только при помощи суффиксов.

Наречия

От сущ., прил., числ., мест., гл, глаг.форм, наречий:

при помощи приставок (смерть-насмерть)

при помощи суффиксов (зима-зимой)

при помощи суффиксов и приставок одновременно (далеко-издалека)

путем перехода других частей речи в наречия (лежа на диване-читать лежа)

Роль знаний по морфемике и словообразованию в профессиональной деятельности учителя начальных классов: для работы над своим языком, для исправления ошибок учеников, собственная компетенция, т.к. Это достаточно сложная тема.

Морфологический разбор в школе. Знания по морфемике и словообразованию позволяют проникнуть в сущность морфологической структуры родного слова, помогают осознавать смысловые связи между родственными словами, что нередко приводит к уточнению семантики слов. Значительно расширяет и общую ориентировку будущего учителя в системе родного языка, помогая органически связать лексическую и грамматическую системы; способствует общему филологическому развитию учителя; необходимо при осмыслении многих орфографических правил.

Словообразование — та область, где больше всего проявляется языковая интуиция детей; дети свободно пользуются моделями словообразования (детские переделки), и учитель должен квалифицированно решать задачи обучения и развития.