Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по русскому языку - Имя существительное как часть речи

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по русскому языку
Прямое и переносное значение слова
Исторические изменения словарного состава языка
Фонетическое членение речи: звук, слог, фонетическое слово
Основные принципы слогораздела в русском языке
Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия. Первый славянский алфавит
Классификация морфем
Понятие о способах словообразования и их классификация
Морфология как раздел лингвистики
Имя существительное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Имя числительное как часть речи. Разряды числительных
Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений
Наречие, как часть речи, его общекатегориальное значение
Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола
Переход слов из одной части речи в другую
Понятие о словосочетании. Отношение между компонентами словосочетания.
Простое предложение как синтаксическая единица
Понятие о сложном предложении
Сложносочиненное предложение
Все страницы

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных (нарицательные и собственные; личные и неличные; одушевленные и неодушевленные; конкретные и отвлеченные; вещественные; собирательные). Категория рода, числа и падежа. Изучение имен существительных в начальной школе.

 

Имя существительное – часть речи, называющая предмет (в грамматическом значении этого термина), имеющая постоянную категорию рода, изменяемые, независимые категории числа и падежа, а также категорию одушевлённости / неодушевлённости.

Лексико-грамматические разряды имён существительных

Имена существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: 1) собственные и нарицательные; 2) одушевлённые и неодушевлённые; 3) конкретные (собственно конкретные, вещественные, собирательные) и абстрактные (отвлечённые). Эти разряды в ряде случаев пересекаются; например, собственные и нарицательные имена делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные и нарицательные имена существительные

К собственным существительным относятся слова, обозначающие индивидуальные, единичные предметы, входящие в класс однородных предметов. Среди собственных имён выделяют: 1)имена собственные в узком понимании термина; 2)наименования.

Имена собственные в узком понимании термина включают: личные имена, фамилии, псевдонимы, прозвища ( Нина, Андрей, Михаил Кузьмич, Федоров, Миронова ); клички животных ( Жучка, Шарик ); географические названия ( Симферополь, Салгир, Крым ); названия государств, организаций ( Канада, Англия ); астрономические названия ( Орион, Вега, Сириус ) и т. д.

Наименования – имена собственные – включают в себя нарицательное существительное или сочетания слов. «При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию». Примеры: газета «Известия» , журнал «Юность» и т. д. Если названия представлены не однословно, а сочетаниями и предложениями, то такие собственные имена нельзя назвать существительными, ибо они не являются частью речи вообще.

Нарицательными называются имена существительные, обозначающие общие понятия, охватывающие однородные предметы, абстрактные понятия: толпа, дерево, собака, творчество, юность, понедельник, звезда, город . Эти существительные в большинстве своем употребляются как в единственном, так и во множественном числе ( торт – торты, книга – книги ). Границы между собственными и нарицательными существительными подвижны, между ними возможен взаимопереход. Имена собственные переходят в нарицательные, если 1) имя человека перешло на его изделие, изобретение ( ом, ампер, джоуль, вольт, рентген, форд, батист, браунинг, кольт, маузер ); 2) если изделию дано имя человека ( катюша, максим, матрёшка ); 3) если имя человека стало обозначением целого ряда однородных лиц ( меценат, геркулес ). Нарицательные имена переходят в собственные: Близнецы, Весы (названия созвездий), Орёл, Шахты (названия городов), Октябрь (название Октябрьской революции), «Восход», «Союз» (названия космических кораблей), Шарик, Валет (клички собак) и т. д. Собственными становятся нарицательные имена, употреблённые в баснях в качестве действующих лиц: Волк и Ягненок, Ворона, Кот и Повар.

Имена существительные собственно конкретные, вещественные, собирательные, абстрактные

Собственно конкретные существительные . К собственно конкретным следует отнести имена существительные, называющие материально представленные предметы, ограниченные в пространстве (иногда во времени). Ядро этой группы составляют исчисляемые существительные. Их грамматическими характеристиками являются следующие: числовая парадигма у большинства слов ( тетрадь – тетради, собственник – собственники ), сочетаемость с количественными числительными ( две лампочки, десять студентов, девяносто девять страниц ). Единственное число в них, как правило, обозначает один предмет, множественное – два и более предмета. Исключение составляют случаи использования таких существительных в обобщающих значениях ( Собака – друг человека ). На периферию этой группы помещают имена существительные, называющие единицы пространства, времени и т. д. ( минута, час, сутки, метр , километр, ампер, киловатт и т. п.). Вещественные существительные . Вещественные существительные обозначают однородные по своему составу вещества, поддающиеся измерению, но не счёту. Их можно делить на части, каждая из которых обладает свойствами целого. Это названия пищевых и химических продуктов, полезных ископаемых, растений, тканей, отходов, лекарств и т. п. ( суп, нефть, золото, шёлк, цемент, пшено, масло, очистки, чай, сливки и т.д.). В отличие от собственно конкретных существительных вещественные, как правило, употребляются в одном числе, чаще – только единственном ( молоко, водка, медь и т. д.), реже – только во множественном ( обрезки, белила и т. д.). Собирательные существительные . Собирательные существительные обозначают совокупность лиц, живых существ или предметов в виде некоего целого, например: крестьянство, студенчество, старостат, детвора, листва. Абстрактные (отвлечённые) существительные . Абстрактные существительные обозначают опредмеченные качества, свойства, действия, например: радость, творчество, дешевизна, прозябание, усердие и т. п. Большинство таких существительных мотивировано прилагательными и глаголами, реже – существительными. Грамматические признаки абстрактных существительных: они употребляются в форме только одного числа (преимущественно – единственного); не определяются числительными (не сочетаются с ними). Исключение составляются случаи конкретизации отвлеченных существительных и возникновения формы мн. ч. в окказиональном употреблении слова; ср.: красота – красоты Крыма, радость – маленькие радости .

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные .

Деление имен существительных в современном русском языке на одушевлённые и неодушевлённые не полностью совпадает с существующим научным представлением о живой и неживой природе. Грамматически категория одушевлённости / неодушевлённости выражается в совпадении или несовпадении форм им., род. и вин. падежей ед. и мн. числа. В мужском роде у одушевлённых имен существительных совпадают вин. и род. падежи ед. и мн. числа, у неодушевлённых – вин. и им. падежи ед. и мн. числа. Для других родов следует определять одушевлённость / неодушевлённость только по мн. числу. У имен существительных неодушевлённых всех трёх родов совпадают им. и вин. падежи, у одушевлённых – вин. и род. падежи мн. числа. Существительные относятся к неодушевлённым: сливки, сутки, ворота, брюки, каникулы.

Категория рода

Присуща всем существительным за исключением слов, употребляемых только во множественном числе. (ножницы, сливки, ворота). Она является синтаксически независимой – род имени существительного определяет родовую форму согласуемых слов: большой дом, большая комната, большое слово. Существительные разных родов различаются парадигмой склонения (полностью или частично). У неодушевленных существительных род является формальным, а у одушевленных – знаменательным. М.р. – разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных – принадлежностью к ней существ мужского пола: стол, край, конь, юноша. К ж.р. относятся существительные, имеющие в именительном падеже ед.ч. окончание а(я) и существительные с основой на мягкий знак, которые в родительном падеже имеют окончание и. (Р. п: Жизни, соли)

Ж.р. - разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных – принадлежностью к ней существ женского пола: страна, Москва, вишня, радость. м.р. относятся существительные, имеющие в именительном падеже ед.ч.

Общий род – сирота, неряха, умница…

С.р. - разновидность грамматического рода имен существительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения (частично совпадающей с парадигмой существительных мужского рода) и значением неодушевленности (за единичными исключениями): село, ружье, насекомое…

К с.р. относятся существительные, имеющие в именительном падеже ед.ч. окончание о(е), разносклоняемые существительные на –мя, несклоняемые неодушевленные существительные.

Во множественном числе категория рода частично утрачивается.

Категория числа

Категория числа выражается морфологическими ( ручка – ед. ч., ручки – мн. ч.), синтаксическими ( эта кенгуру – эти кенгуру ), словообразовательными ( телёнок – телята ) средствами.

В зависимости от наличия разных форм числа выделяются 3 основных группы существительных: 1) существительные, имеющие полную числовую парадигму ( книга – книги ); 2) существительные, употребляемые только в единственном числе, ( молоко ); 3) существительные, употребляемые только в форме множественного числа, ( сливки).

Семантическое наполнение у существительных, имеющих числовую парадигму, может быть разным. Имя существительное в форме ед. ч. может обозначать: один предмет ( тетрадь, книга, ручка ); совокупность предметов, называемых другими словами ( стая – совокупность птиц, животных). Имя существительное в форме мн. ч. может обозначать два и более предмета, представленных в виде расчленённого множества ( тетради, книги, ручки ).

Категория падежа

«Категория падежа – это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе словосочетания или предложения. Категория падежа представлена шестью рядами форм, каждая из которых является носителем определённого комплекса категориальных морфологических значений»

Традиционно в современных вузовских и школьных грамматиках выделяется 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Именительный падеж имеет значения: субъектное: пароход плывет, Петя читает ; определительное: город- герой , красавица -весна и др.

Родительный падеж Родительный приглагольный может обозначать:

прямой объект действия при глаголе с отрицанием: не читает газет , не рвет ягод ;

объект действия при глаголах со значением желания, достижения или лишения, удаления: желать добра , избежать переедания ; дату: праздновать 8 Марта .

Родительный присубстантивный ( приименный ) обозначает: принадлежность: шапка брата ; отношение целого и части: ветка дерева ; субъекта действия, носителя признака: храбрость воина , гудок автомобиля ; признака предмета в его отношении к другому предмету: результаты выборов ; прямой объект при отглагольных существительных: чтение газеты , уборка помещения ; объект счёта или измерения (родительной меры): литр молока , килограмм сахару , страница тетради ; родительный даты: праздник 8 Марта .

Родительный приадъективный обозначает предмет, с которым что-либо сравнивается: тверже стали , старше брата , достойный благодарности .

Дательный падеж Дательный приглагольный может быть: дательным косвенного объекта: дать ребенку , объяснить прохожему ;

дательный субъекта обозначает живое существо или предмет, которые испытывают какое-либо состояние, выраженное главным членом односоставного безличного предложения: Тане не спится.

Дательный приименный имеет значение: живого существа или предмета, к которым направлено действие ( рекомендации пешеходу , помощь старику ); предмета с оттенком назначения: памятник Суворову , награды спортсмену .

Винительный падеж Винительный падеж может иметь значение прямого объекта, на который действие переходит полностью: читать книгу , мыть полы , слышно шум . Этот же падеж может передавать временные и пространственные отношения: отдыхать неделю , пробежать километр .

Выделяют винительный содержания, в котором наблюдается тавтология по отношению к господствующему слову: петь песни , думать думу , вековать век .

Творительный падеж Творительный приглагольный имеет следующие значения: орудия или средства действия: писать авторучкой , поливать водой ; семантического субъекта в страдательных оборотах: ремонтируется мастером , составлен кафедрой ; объекта действия: руководить практикой , управлять машиной ; обстоятельств разных типов: петь баритоном , идти берегом , встретить осенью и под.; выступая в качестве компонента сказуемого, творительный предикативный обозначает врeменное состояние, пребывание в какой-либо роли: вернулся студентом . Творительный присубстантивный выражает те же основные значения, что и творительный приглагольный. Творительный приадъективный называет область применения какого-либо признака: похож фигурой , гордый успехами , слаб здоровьем .

Предложный падеж Предложный приглагольный и приименный падеж имеет значения: объектное: рассуждать о строительстве , писать о недостатках ; обстоятельственное: работать в университете , плыть на пароходе ; определительное: работа в университете .

Изучение имен существительных в начальной школе

Задачи изучения имен существительных в I—III классах:

1) формирование грамматического понятия «имя существительное»;2) овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без термина);3) формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;4) ознакомление с родом имен существительных, употребление ь у существительных с шипящими на конце;5) развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мяг –ия -ий -иет а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом);7) обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи (в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных,- ознакомление с существительными — синонимами и антонимами);8) овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения.