Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис - Общая коммуникативная характеристика предложений

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис
Основные единицы синтаксиса. Учение о синтаксеме
Понятие словосочетания. Типы, виды
Типы подчинительной связи в словосочетании
Предложение как многоаспектная единица
Понятие о членах предложения. Главные второстепенные
Подлежащее как главный член предложения
Сказуемое как главный член предложения
Типы второстепенных членов предложения
Структурная схема предложения
Регулярная реализация и расширение структурных схем простого предложения
Предикативная основа предложения
Предикативность как грамматическое значение предложения
Коммуникативная организация предложения
Общая коммуникативная характеристика предложений
Смысловая организация предложения
Типология высказываний
Понятие речевого акта
Структурные и семантические свойства односоставных предложений
Односоставные предложения глагольного типа
Односоставные предложения именного типа
Нечленимые предложения
Специфика осложненного предложения
Структурно-семантические особенности однородных членов предложения
Обобщающие слова при однородных членах
Однородные и неоднородные определения
Структурные семантические типы обособленных членов предложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные определения
Субстантивные обороты
Типы и функции вводных слов
Вставные конструкции
Предложения с обращением
Сложносочиненне предложения
Общая характеристика сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненное предложение с нерасчлененной структурой
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Бессоюзные сложные предложения
Сложные многочленные предложения с разными видами связи
Понятие чужой речи и способы её передачи
Виды связей между предложениями. Сложное синтаксическое целое
Абзац. Логическое единство
Понятие о прозаической строфе
Проблема текста в современной лингвистике
Принципы русской пунктуации
Развитие синтаксической системы
Типы синтаксических ошибок
Все страницы
Общая коммуникативная характеристика предложений


В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией.

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос),

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными.

Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения.

И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, 3) согласие, разрешение, 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: 5) желание,

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого:

1. выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения

2.Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами:

3.В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени),

4.В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения

5.Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например:

6.В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации.

7.Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш и т.д.

По эмоциональной окраске выделяют предложения:

- восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе!

-не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.