Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис - Типология высказываний

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис
Основные единицы синтаксиса. Учение о синтаксеме
Понятие словосочетания. Типы, виды
Типы подчинительной связи в словосочетании
Предложение как многоаспектная единица
Понятие о членах предложения. Главные второстепенные
Подлежащее как главный член предложения
Сказуемое как главный член предложения
Типы второстепенных членов предложения
Структурная схема предложения
Регулярная реализация и расширение структурных схем простого предложения
Предикативная основа предложения
Предикативность как грамматическое значение предложения
Коммуникативная организация предложения
Общая коммуникативная характеристика предложений
Смысловая организация предложения
Типология высказываний
Понятие речевого акта
Структурные и семантические свойства односоставных предложений
Односоставные предложения глагольного типа
Односоставные предложения именного типа
Нечленимые предложения
Специфика осложненного предложения
Структурно-семантические особенности однородных членов предложения
Обобщающие слова при однородных членах
Однородные и неоднородные определения
Структурные семантические типы обособленных членов предложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные определения
Субстантивные обороты
Типы и функции вводных слов
Вставные конструкции
Предложения с обращением
Сложносочиненне предложения
Общая характеристика сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненное предложение с нерасчлененной структурой
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Бессоюзные сложные предложения
Сложные многочленные предложения с разными видами связи
Понятие чужой речи и способы её передачи
Виды связей между предложениями. Сложное синтаксическое целое
Абзац. Логическое единство
Понятие о прозаической строфе
Проблема текста в современной лингвистике
Принципы русской пунктуации
Развитие синтаксической системы
Типы синтаксических ошибок
Все страницы
Типология высказываний. Предложение как средство выполнения речевого действия


Одно и то же по грамматической форме и лекси­ческому наполнению предложение может быть во­площено, в зависимости от своего коммуникативного задания, в нескольких высказываниях с разным актуальным членением.

Виды высказываний сводимы к определенным типам, вы­деляемым на основе характера их коммуникативных заданий и соответственно выражаемой в них акту­альной информации.

Удачная классификация предложена
Ш. Балли, ко­торый делит все вопросы на четыре типа:

1.полный диктальный вопрос (Что случилось?; В чём дело?) предполагает незнание спрашивающим события в целом и направлен ко всему содержанию ответного высказывания;

2.частичный диктальный вопрос (Кто вышел?) предполагает незнание частного аспекта события и направлен к части, заключенной в ответном выска­зывании информации;

3.полный модальный вопрос (Павел здесь?) предполагает, что известно событие в целом, но не­известно, соответствует ли оно действительности; вопрос выражает сомнение в реальности события и имеет целью установить правильность или непра­вильность имеющейся информации;

4.частичный модальный вопрос (В школу ли пошёл Павел?) выражает сомнение в частном аспек­те события.

В соответствии с этими типами вопросов П. Адамец предложил различать четыре типа высказываний по характеру заключенной в них актуальной информации.

1. Общеинформативные высказывания пере­дают вещественную информацию в целом, не выде­ляя одного какого-то ее аспекта. Актуальная ин­формация совпадает с вещественной. Они менее дру­гих высказываний обусловлены контекстом, легче всего поддаются изоляции. Главной особенностью их организации является то, что сказуемое всегда вхо­дит в рему (одно или в комплексе с другими члена­ми предложения): Хлопнула дверь; Юноша / оста­новил станок; В это время / раздался звонок на урок.

2. Актуальная информация, заключенная в частноинформативных высказываниях, представляет собой частный аспект вещественной информации. Сказуемое всегда входит в тему, посколь­ку предполагается, что событие в целом известно:Беда разразилась / в конце дня; Эти перемены изменили / его лицо, но не душу (Леон.).

3. Актуальная информация, заключенная в общеверификативных высказываниях, представляет собой не новое сообщение, а "реакцию на мнение собеседника, верификацию или коррекцию этого мнения". Ремой таких высказываний является од­но сказуемое, существенна его утвердительная или отрицательная форма: Игорь / не погиб; Дядя / всё-таки приедет; Но она спрашивать / не стала; [Я знаю:] город / будет (В.М.).

4. Частноверификативные высказывания ус­танавливают реальность не факта в целом, а какого-то одного его аспекта: Не одни злые люди / ночью гуляют(Ш.).

Предложение представляет собой минимальную коммуникативную единицу. Это означает, что оно само по себе может быть самостоятельным высказыванием и конституировать текст. Включаясь в ситуацию общения, в так называемый коммуникативно-прагматический контекст, оно выступает как минимальная составляющая дискурса - речевой акт.

Коммуникативно-прагматический контекст высказывания образуют прежде всего участники коммуникации (коммуниканты). Один из них выступает как автор данного высказывания (продуцент), как отправитель сообщения. Другому коммуниканту (или группе коммуникантов) отводится роль индивидуального или коллективного адресата, получателя (или получателей) / реципиента (или реципиентов) передаваемого сообщения. В устном общении (при использовании акустических средств и вокального канала связи) между коммуникантами распределены роли говорящего и слушающего.

Употребление предложения в качестве коммуни­кативной единицы (высказывания) составляет его основную, но не единственную функцию. Достаточно часто предложение составляет часть сложного пред­ложения, которое в целом образует одну коммуника­тивную единицу.