Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис - Вставные конструкции

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис
Основные единицы синтаксиса. Учение о синтаксеме
Понятие словосочетания. Типы, виды
Типы подчинительной связи в словосочетании
Предложение как многоаспектная единица
Понятие о членах предложения. Главные второстепенные
Подлежащее как главный член предложения
Сказуемое как главный член предложения
Типы второстепенных членов предложения
Структурная схема предложения
Регулярная реализация и расширение структурных схем простого предложения
Предикативная основа предложения
Предикативность как грамматическое значение предложения
Коммуникативная организация предложения
Общая коммуникативная характеристика предложений
Смысловая организация предложения
Типология высказываний
Понятие речевого акта
Структурные и семантические свойства односоставных предложений
Односоставные предложения глагольного типа
Односоставные предложения именного типа
Нечленимые предложения
Специфика осложненного предложения
Структурно-семантические особенности однородных членов предложения
Обобщающие слова при однородных членах
Однородные и неоднородные определения
Структурные семантические типы обособленных членов предложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные определения
Субстантивные обороты
Типы и функции вводных слов
Вставные конструкции
Предложения с обращением
Сложносочиненне предложения
Общая характеристика сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненное предложение с нерасчлененной структурой
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Бессоюзные сложные предложения
Сложные многочленные предложения с разными видами связи
Понятие чужой речи и способы её передачи
Виды связей между предложениями. Сложное синтаксическое целое
Абзац. Логическое единство
Понятие о прозаической строфе
Проблема текста в современной лингвистике
Принципы русской пунктуации
Развитие синтаксической системы
Типы синтаксических ошибок
Все страницы
Вставные конструкции. Способы обособления



Вставные конструкции комментируют содержание предложения или отдельных его членов, разъясняют его, уточняют, обосновывают, дают дополнительные сведения. В любом случае они имеют характер попутных замечаний по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрывая и нарушая его интонационное единство.

Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставки в силу своего назначения в речи - передавать дополнительные сведения - могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Начинать предложение они не могут, в отличие от вводных слов, сочетаний и предложений.

Вставки содержат обычно сведения, возникшие в момент высказывания, не предполагавшиеся заранее. Это связано с особенностями непринужденной устной речи. Однако они могут и заранее «планироваться» в качестве единиц, разрушающих синтаксическую одноплановость высказывания, как особый способ подачи мысли, способ авторского комментирования текста.

Вставные конструкции могут оформляться по-разному:

1)как члены предложения, с сохранением синтаксической связи, такие «члены предложения» выключены из его состава,.

2) как придаточные части предложения.

В других случаях вставные конструкции лишены структурной связи с предложением, они самостоятельно оформлены и не отражают грамматической связи с членами основного предложения. Как правило, эти слова и сочетания ставятся в форме именительного падежа.

Таким образом, многие вставные конструкции функционально и синтаксически сближаются с членами предложения, придаточными частями сложного предложения, присоединительными конструкциями. И их специфика состоит лишь во вставочном характере, в нарушении синтаксической однолинейности предложения.

Вставные конструкции могут выполнять не только функцию добавочного сообщения, но и функции модально-оценочные, в этом случае сближаясь с вводными конструкциями. Однако и эти вставки, осложненные оценочным значением, сохраняют свое главное функциональное качество - являются добавочными, включенными в предложение единицами, разрушающими его синтаксическую одноплановость. Это вводные слова, сочетания и предложения, оформленные, как вставные конструкции.

Наконец, вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования и т.п.

ОБОСОБЛЕНИЕ

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному; разъясняют, толкуют основную часть высказывания.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие).

Наиболее сильным выделяющим знаком препинания являются скобки: они выделяют вставную конструкцию внутри предложения или в конце его (в начале предложения вставка, будучи дополнительным сообщением, не употребляется).

Скобками выделяются вставные конструкции, в качестве которых используются знаки восклицательный или вопросительный, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку — удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию и др.

Если внутри вставной конструкции уже имеется тире, то общим выделительным знаком могут быть только скобки.

Вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например при оформлении ссылок на источник цитирования. После цитаты, за которой в скобках следует ссылка на источник цитирования, точка опускается и ставится после ссылки вне скобок.

Квадратные скобки могут сочетаться с круглыми в условиях двойного выделения (квадратные скобки — для внешнего выделения, круглые — для внутреннего выделения).

Угловые скобки применяются для восстановления сокращенных слов в цитируемом тексте. Напр., автор, цитирующий или издающий текст А. Ахматовой, восстанавливает сокращенные ею части слов.