Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис - Предложение как многоаспектная единица

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по современному русскому языку. Синтаксис
Основные единицы синтаксиса. Учение о синтаксеме
Понятие словосочетания. Типы, виды
Типы подчинительной связи в словосочетании
Предложение как многоаспектная единица
Понятие о членах предложения. Главные второстепенные
Подлежащее как главный член предложения
Сказуемое как главный член предложения
Типы второстепенных членов предложения
Структурная схема предложения
Регулярная реализация и расширение структурных схем простого предложения
Предикативная основа предложения
Предикативность как грамматическое значение предложения
Коммуникативная организация предложения
Общая коммуникативная характеристика предложений
Смысловая организация предложения
Типология высказываний
Понятие речевого акта
Структурные и семантические свойства односоставных предложений
Односоставные предложения глагольного типа
Односоставные предложения именного типа
Нечленимые предложения
Специфика осложненного предложения
Структурно-семантические особенности однородных членов предложения
Обобщающие слова при однородных членах
Однородные и неоднородные определения
Структурные семантические типы обособленных членов предложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные определения
Субстантивные обороты
Типы и функции вводных слов
Вставные конструкции
Предложения с обращением
Сложносочиненне предложения
Общая характеристика сложноподчиненных предложений
Сложноподчиненное предложение с нерасчлененной структурой
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Бессоюзные сложные предложения
Сложные многочленные предложения с разными видами связи
Понятие чужой речи и способы её передачи
Виды связей между предложениями. Сложное синтаксическое целое
Абзац. Логическое единство
Понятие о прозаической строфе
Проблема текста в современной лингвистике
Принципы русской пунктуации
Развитие синтаксической системы
Типы синтаксических ошибок
Все страницы

Предложение как многоаспектная единица. Аспекты изучения простого предложения



Коммуникативный аспект изучения предложения

Наиболее существенным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). В коммуникативном аспекте предложение рассматривается прежде всего как носитель актуальной для говорящего информации, ради сообщения

которой он и высказывается Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяются «данное» (тема, основа высказывания) и «новое» (рема предицируемая часть). Особенно отчетливо «тема» и «рема» разграничиваются в вопросно-ответной форме диалога.

То, что в предыдущем предложении было «новым», в последующем обычно становится «данным».

Актуальное членение обычно накладывается на структурно-семантическое, включающее логическое основание, дополняет его, не влияя на характер членов предложения, если члены предложения имеют морфологизованный характер.

В коммуникативном плане предложения делятся на расчлененные на тему и рему и нерасчлененные высказывания, представляющие тему и рему слитно.

Семантический аспект изучения предложения

Целостное значение конкретного предложения или высказывания – информативное, включающее языковую (логич. грамматич.) и речевую (лекс-фразеологич.)

Информативная семантика предложения многокомпонентна. В ней объединяются и взаимодействуют компоненты, связанные с разными уровнями и аспектами системы языка. Эти компоненты можно объединить в две группы, образующие языковую (грамматическую) и речевую семантики. Между ними нет резкой границы: они связаны разными ступенями абстракции, подобно тому как грамматическое значение слова связано с лексическим.

В семантическом плане предложение является обозначением какой-то ситуации, фрагмента действительности, что нельзя сказать про структурный аспект изучения предложения. Так как в этом аспекте предложение рассматривается в самом себе, безотносительно к форме мысли или отображенной ситуации, при этом выявляются формальные признаки его организации — способы выражения главных членов — и определяется модель предложения(модель — это образец построения предложения, его структурная схема).

Структурный аспект

Внимание к структуре синтаксических единиц привело к появлению ряда направлений в современной лингвистике: конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, статичный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфику этих вариаций составляет внимание к строению синтаксических единиц, к выделению их структурных схем. Структурные схемы — это те типичные образцы (стереотипы), по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы.

Структурные схемы – типичные образцы по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы.

Структурная схема предложения рассматривается в конструктивном синтаксисе как «первая существенная черта предложения».

Одной из задач конструктивного синтаксиса является составление полного («конечного») списка структурных схем синтаксических единиц, хотя до сих пор в лингвистике нет единства по вопросу о составе структурных схем, о принципах выделения строевых элементов.

Различные мнения по вопросу о составе компонентов структурных схем можно свести к двум точкам зрения: 1) структурная схема включает лишь предикативный минимум; 2) структурная схема включает семантико-структурный минимум. Первая точка зрения позволяет выявить более объективные компоненты структурной схемы, вторая - дает простор для более широкой трактовки понятия «компоненты структурной схемы». Таким образом, в структурные схемы простого предложения целесообразно включать лишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические позиции членов предложения.

В «Грамматике-80» компоненты структурной схемы по морфологическим признакам обозначаются латинскими буквами и сочетаниями букв (указывается часть речи, ее формы): N — nomen — имя, Vf — verbum finitum — спрягаемая форма глагола, Inf — infinitivum — инфинитив, Adj — adjectivum — прилагательное, Pron — pronomen — местоимение, Adv — adverbium — наречие, Praed — praedicatum— предикатив (категория состояния), Part — participium— причастие, neg — negatio — отрицание, сор — copula — связка и т.д. При символах N, Pron и других цифры от 1 до 6 обозначают соответствующие падежи или лицо; символ S — singularium обозначает ед. ч., pl — pluralium — мн. ч.

Функциональный аспект

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией.

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос),

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными.

Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения.

И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, 3) согласие, разрешение, 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: 5) желание,

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого:

1. выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения

2. Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами:

3. В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени),

4. В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения

5. Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например:

6. В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации.

7. Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш и т.д.