Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену практическая стилистика - Аналитические жанры газетной публицистики

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену практическая стилистика
Функциональная стилистика как раздел стилистики
Стилистика текста как ответвление функциональной стилистики
Понятие функционального стиля речи
Речевая системность функционального стиля
Языковая и стилистическая норма
Функционально-смысловые типы речи
Разговорный стиль речи
Лексико-фразеологические особенности разговорного стиля речи
Словообразовательные и морфологические особенности разговорной речи
Синтаксические особенности разговорного стиля речи
Официально-деловой стиль речи
Лексико-фразеологические особенности официального стиля речи
Морфологические особенности официально-делового стиля
Три подстиля официально-делового стиля
Научный стиль речи. Общая характеристика
Лексико-фразеологические особенности научного стиля речи
Морфологические особенности научного стиля
Словообразовательные особенности научного стиля
Синтаксические особенности научного стиля
Особенности языка научно-популярной литературы
Публицистический стиль речи
Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля
Синтаксические особенности публицистического стиля.
Экспрессия и стандарт в языке газеты
Информационные жанры газетной публицистики
Аналитические жанры газетной публицистики
Художественно-публицистические жанры.
Языково-стилистические изменения в современных СМИ.
Своеобразие языка художественной литературы
Язык художественной литературы и функциональные стили речи
Литературный язык и язык художественной литературы
Слово-образ в художественном тексте
Система средств художественного выражения
Установка на выражение чужого слова
Основные содержательно-речевые планы художественного произведения
Понятие языка и стиля писателя
Разговорная речь и язык художественной литературы
Все страницы

Аналитические жанры газетной публицистики. Языковое и стилистическое своеобразие.

В аналитических жанрах факты являются основанием, фундаментом для будущего материала газетной публицистики. Авторская позиция, тезисы, выводы, исследования, логично выстроенная цепочка доказательств основа аналитических жанров. При этом каждый жанр имеет свои особенности, свою специфику, свои отличительные черты.

 

Статья – пример аналитического жанра. Является резульатом исследования событий или проблемы. Основной стилистические признак – логизированность изложения, преобладае рассуждающего типа речи: от главного тезиса к его обоснованию – выводы

  • Оказывает влияние на синтаксический строй теста
    -Широкое использование прямых распространенных осложненных предложения (ОЧП, обособления, вводные слова)
    -Сложные предложения
  • На уровне морфологии жанр характеризуется использованием грамматических средств, которые дают возможность выявить закономерность
    -использование имен (сущ.)
    -абстрактные сущ.
    -прилагательные, причастия приобретают конкретное значение
    -глагольные формы – настоящее время абстрактное
    -использование форм ед.ч. сущ. отвлеченных с собирательных значением
  • На уровне лексики
    -преобладание книжной лексики
    -широкое использование терминов (с пояснениями)

Рассуждение эмоционально окрашено, субъективное отношение. Для статьи характерен книжный характер изложения (риторические фигуры). Использование разговорных средств, ориентация на разговорный стиль. Выполняют функцию оценки: парцелляция, присоединение конструкций, бессоюзные предложения.

Корреспонденция – это жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, аналитически разрабатывается актуальная тема.

Корреспонденция строится на фактах действительности и стремится воспроизвести жизнь во всех ее проявлениях. В корреспонденции важна авторская позиция, эмоции, чувства и переживания автора. Для корреспонденции характерны, во-первых, актуальность и злободневность, во-вторых аналитичность (анализ и обобщение по конкретной теме, проблеме), в третьих, группа фактов, взятых в узком временном срезе и ограниченных местом действия.

Корреспонденция – это оперативное публицистическое выступление печати, которое анализирует и обобщает конкретные факты или явления действительности, на конкретном материале разрабатывает общественно-значимую тему.

На страницах газет можно выделить такие виды корреспонденции: а) информационные; б) проблемно-аналитические; в) критические.

Главное для обозрения – это создание панорамы события. В обозрении автор работает с совокупностью фактов, событий, ситуаций, сторон общественной жизни.

Факт, событие, явление в обозрении рассматривается не самостоятельно, а как элемент целого. Обозреватель ищет характерные факты. В обозрении факт выступает как одно из слагаемых закономерности. Предмет обозрения, его темы ограничены. Отобранные факты и данные создают в обозрении осознанную картину действительности.

Для обозрения характерен поиск фактов, их отбор, систематизация, осмысление до сознания цельной картины. В результате отбора фактов возникает мысль. Важная составляющая обозрения – это авторский комментарий, анализ, характеристики, вывод.

Проблема стоит в центре обозрения.

Письмо как форма выражения мысли, позиция читателя, направленное им в газету, письмо как жанр, письмо как форма общения, как документ эпохи, как личный документ и в наши дни имеет определенное распространение и в газетной публицистике, и в жизни общества.

К общим признакам писем следует отнести форму повествования (о событиях, проблемах, поступках и т.д.), которое ведется, как непосредственное обращение автора к адресату. В качестве автора и адресата может выступать и отдельная личность, и социальная группа, и трудовой коллектив и т.д.

Своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется прежде всего такими характеристиками:

• цель исследования;

• предмет исследования;

• метод исследования;

• способ изложения полученного материала.

Цель журналистского расследования заключается в том, чтобы установить причину определенного явления, процесса, ситуации, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породившие вполне конкретный результат.